Назад

Культура | Увидел

Архип Иванович Куинджи: чужой среди своих

Куинджи соединял реальность и художественную фантазию, оставаясь Учителем жизни.

Тихим июльским днём 1910 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга собралось множество людей. Были среди них как именитые художники, когда-то связанные с покойным узами дружбы и общим ремеслом, так и простые бедняки, признававшие в этом грузном, измученном болезнью затворнике своего щедрого благодетеля, чья душа всегда откликалась на чужое страдание, чужую боль...

И эта сердечность не была напускной: с малолетства лишённый родительской ласки, Архип Куинджи, сын бедного сапожника-грека из-под Мариуполя, как никто другой знал и о нищете, и о том, насколько тяжёлым бывает труд.

Он родился в 1842 году в предместье Карасу и рано осиротел. Заботы по воспитанию мальчика легли на плечи его дяди и тёти. Верными друзьями Куинджи, помимо девчушки Насти, разделявшей с ним игры, станут собаки и кошки. Не раз пятилетний Архип будет мчаться со всех ног, едва завидев издевательства дворовых мальчишек над щенком или котёнком. Не раз в его детском сердце восстанет желание защитить, взять под свою опеку всех обездоленных и беспомощных. И эту важную черту — жертвенность — он сохранит в своём характере до конца дней.


Архип Куинджи

С трудом овладев греческой грамматикой, Куинджи, не имевший ни средств, ни интереса к наукам, бросил учёбу в городской школе. Словно оправдывая горькую насмешку судьбы над своей фамилией (в метрику её занесли как «Еменджи» — «трудовой человек»), маленький Архип пас гусей, вёл учёт кирпича на стройке, а свободное время посвящал любимому делу — рисованию. Обрывки бумаги, заборы — ничто не осталось не отмеченным талантом юного художника. Работая у хуторянина Чабаненко, мальчик расписал стены его кухни углём.


Художественный музей им. А.Куинджи в Мариуполе

Именно здесь, в Мариупольском предместье, начался путь Куинджи как живописца. Архип Иванович — сын своей земли: в память мальчика навсегда западёт и бескрайняя гладь моря, переливами мерцающая под ласковыми лучами заката, и южная ночь, тихой поступью являющаяся на смену знойному дню... Мог ли тогда кто-нибудь представить, что эта увлечённость спустя годы перерастёт в настоящее призвание?

Возможно, мир никогда бы не узнал о гении Куинджи, не окажись рядом с ним в то время хлеботорговца Аморети, у которого Архип работал на кухне и чистил сапоги. Аморети разглядел художественное дарование юноши и показал его рисунки Дуранте, своему товарищу. По совету последнего Куинджи отправился в Феодосию, чтобы брать уроки живописи у Айвазовского.

Впрочем, эта поездка оказалась мало чем полезной: участие прославленного мариниста в судьбе юноши сводилось к поручению ему покраски забора. Тогда роль наставника взял на себя Феселер, который гостил в то время у Айвазовского и копировал его картины.

Мариуполь, Одесса, Таганрог — таков маршрут начинающего живописца спустя два месяца после пребывания в Феодосии. Куинджи работает ретушёром, старается открыть свою фотостудию, но не предаёт заветной мечты о том, чтобы стать профессиональным живописцем.

Эти годы нестабильности воспитали в нём крепость духа — качество, благодаря которому он не опустил руки даже после двух неудачных попыток поступления в Академию художеств в 1865 году. Провалив экзамены, он, запершись в скромной каморке, тщательно подбирает цвета, контрасты между лунным светом и тенью... Результатом кропотливой работы становится «Татарская сакля в Крыму», вобравшая в себя и морские мотивы Айвазовского, и ожившие на холсте воспоминания самого живописца о родном крае.


Татарская сакля в Крыму, 1868г.

Благодаря этой картине Куинджи удостаивается звания "неклассного художника". Однако это не предел его мечтаний: настойчивый в своей просьбе, Архип Иванович с третьей попытки зачисляется в Академию художеств вольнослушателем в 1870 году.

В это время он сближается с передвижниками — Крамским, Репиным, Васнецовым. Молодые люди проводят вечера на Васильевском острове, горячо обсуждая культурную, социальную и политическую жизнь страны.


Художники-передвижники в мастерской Ильи Репина

Общение на эти темы не проходит бесследно и для творчества Куинджи: так рождается «Осенняя распутица», положившая начало целой серии работ о мрачных степных пейзажах.


Осенняя распутица, 1870 г.

За ней последуют «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе» — картина, о которой Всеволод Гаршин напишет: «...Грязь невылазная, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце».

Картины пользовались большим успехом на выставках Товарищества передвижников. О Куинджи, наконец-то, заговорили как о большом художнике, и вскоре он оставил учёбу в Академии.

В 1870 году, посетив Карелию, Архип Иванович увековечил впечатления об этой поездке на полотнах «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».


Ладожское озеро, 1871 г.

Куинджи, выходца из южных земель, пленили своей недоступностью северные широты: он всматривается в небо, грозно темнеющее над рекой; исследует скалистый берег, камни которого плавно погружаются в прозрачную воду...


На острове Валааме, 1873 г. 

В работе «Ладожское озеро» художник использует особый приём, благодаря которому каменистое дно кажется подсвеченным. Сам Куинджи неоднократно признавался, что создать такой необычный эффект позволяет правильный выбор красок. Архип Иванович искал для них всё новые и новые вещества, сам смешивал и разбавлял ими уже имеющиеся составы.

В 1883 году из-за этой картины разразится скандал: художник уличит в плагиате Руфина Судковского, который в работе «Мёртвый штиль» использовал тот же способ светопередачи, что и Куинджи.

К сожалению, ссора выйдет за пределы личных отношений художников и посеет раскол в обществе передвижников — на сторону Архипа Ивановича встанут Репин и Крамской, на сторону его оппонента — издатель Суворин, в своей статье сравнивший «Мертвый штиль» «с лучшими произведениями Куинджи». Архип Иванович настоял на указании принадлежавших ему авторских прав и поставил точку в этом споре навсегда.

Вдохновившись природой севера, Куинджи участвует в конкурсной выставке, где представляет картину «Снег». В ней художник на первый план выдвинул лес, занесённый снегом. На этом конкурсе критики холодно оценили картину, зато на международной выставке в Лондоне в 1874 году Куинджи наградили за неё бронзовой медалью.


Снег, 1873

Эти годы можно с уверенностью назвать «романтический период» в творческой и личной жизни художника. Он глубоко счастлив в браке с Верой Кечедже-Шаповаловой, девушкой из зажиточной купеческой семьи.


Вера Кечедже-Шаповалова

Чета Куинджи никогда не держала прислугу. Домашнее хозяйство полностью взяла на себя супруга художника. Помимо того, она мыла кисти и наводила порядок в мастерской Архипа Ивановича.

В 1875 году на выставке появилась картина Куинджи «Степи», а год спустя — «Украинская ночь». Яркие цвета, полученные за счёт дополнительных оттенков, стали настоящим прорывом в живописи: эта техника применялась впервые.


Украинская ночь, 1876 г.

Вступив в Товарищество передвижников, Архип Иванович быстро разочаровывается в его концепциях и становится «чужим среди своих»: если передвижники подмечали явления жизни, то Куинджи любовался ею с эстетической точки зрения. Часто современники, восхищаясь его выдающимся талантом, всё же не до конца понимали глубину работ художника.

И как-то раз такой случай «непонимания» заставил Архипа Ивановича раз и навсегда порвать с Товариществом. В одной из газет была опубликована статья, где автор называл картины Куинджи однообразными, а самого художника обвинял в стремлении к нарочитой эффектности: «В картинах Куинджи видят «свет», много света, но, по-моему, это не более не менее как самое бесцеремонное обхождение с явлениями, которые художник мимоходом видел в природе и передает публике на полотне в виде грубого намека, воображая, конечно, что никто и не заметит его незнания природы».

Как выяснилось позже, анонимным критиком оказался Михаил Клодт, член Товарищества передвижников. Глубоко потрясённый этим предательством, Куинджи потребовал исключения Клодта из общества художников, а затем сам покинул его.

Тем временем на рубеже 19–20 веков идеи французских художников-импрессионистов распространяются по всей Европе. Под их влияние попадает творчество Исаака Левитана, Валентина Серова, Константина Коровина.

И только один Куинджи, кажется, отстаивает русскую самобытность: в его работах, представленных на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, критики отметили «оригинальную национальность» без каких-либо черт западного импрессионизма.

С педантичной точностью он продолжал экспериментировать с подбором цветов и их сочетаниями, чтобы передать силу освещения и игру теней на полотнах. Не один художник был благодарен ему за бесценные советы — как-то зайдя в мастерскую Ивана Крамского, Куинджи сразу же отыскал нужный тон, благодаря которому эполеты на портрете военного заискрились блеском...

Умение доводить начатое до конца вообще характерно для Архипа Ивановича. Так картина «Вечер на Украине», изображающая хутор в лучах заходящего солнца, заняла у художника 23 года тщательной работы.


Вечер на Украине, 1978 г.

Трилогией пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» в 1879 году Куинджи,  ранее обвинённый в равнодушии к современным тенденциям творчества, продемонстрировал своё видение импрессионизма. Картины выдержаны в контрастном разделении цветовой гаммы, в стремлении передать световоздушную среду за счёт прерывающихся мазков.


Север, 1879


Березовая роща, 1879


После дождя, 1879


Однако настоящий триумф Куинджи принесла выставка 1880 года в Обществе художников, на которой Архип Иванович представил, быть может, самое загадочное произведение в своей творческой биографии — «Лунную ночь на Днепре».


Лунная ночь на Днепре, 1880 г.

Рябь на реке; берег, теряющийся где-то во мраке — все эти образы были переданы Куинджи за счёт красочных пигментов и битума с удивительной точностью. Скептически настроенные зрители заглядывали за ширму, желая убедиться в отсутствии лампы за картиной.

Вскоре Куинджи продал произведение князю Константину Романову, который не расставался с ним даже во время кругосветного путешествия. Из-за морского воздуха и солнечных лучей асфальтовые краски на картине начали темнеть и разлагаться, что сильно расстроило Куинджи.

К счастью, картина не утратила глубины, и многие мечтали видеть её и другие работы Архипа Ивановича в своей коллекции. Одним из таких «счастливчиков» стал предприниматель Павел Третьяков, поместивший в основанную им галерею 8 произведений художника. Среди них «Берёзовая роща» и «После дождя», которые меценат приобрёл сразу же после выставки. «Лунная ночь на Днепре» была выкуплена у вдовы коллекционера Ляпунова и попала в галерею лишь в 1930 году. За картину «Днепр утром» Третьяков заплатил Куинджи 3 000 рублей — баснословные по тем временам деньги.

Такая высокая цена — вовсе не меркантилизм: Куинджи жил скромно, словно аскет, а заработанные суммы тратил на вариации собственных произведений, оттачивая световой эффект. Часть средств также ушла на организацию денежного фонда для помощи неимущим. Фонд располагался в Академии художеств, где Куинджи преподавал в 1894–1897 годах. Поддержав бунтовавших против ректора учеников, он был вынужден оставить педагогическую деятельность.

Несмотря на то, что у Архипа Ивановича никогда не было детей, он по-отечески наставлял начинающих художников, помогал им финансово. На своём участке вблизи крымского посёлка Кикенеиз, где он с 1886 года жил с женой в уединении, Куинджи проводил летнюю практику на пленэре для своих учеников.

На пике славы художник резко замкнулся в себе. Период «затворничества» позволил ему сосредоточиться на своих внутренних ощущениях и создать картины, которые признают шедеврами позднего творчества Куинджи — «Красный закат», «Ночное», «Радуга». В них отражена ностальгия по детству, пронесённая сквозь время: она чувствуется и в хлебных полях, нежащихся под сенью солнца, и в мерцании полумесяца, таинственно выглядывающего на тёмном небе... 


Красный закат, 1908


Ночное, 1908 г.

Картина «Христос в Гефсиманском саду», написанная за несколько лет до кончины, считается своего рода исповедью художника.


Христос в Гефсиманском саду, 1901 г.

Силы Архипа Куинджи уже не те, что раньше — даёт знать о себе воспаление лёгких, подхваченное в Крыму. До последнего дня художник большую часть своих гонораров будет жертвовать на материальную помощь друзьям, ученикам и даже незнакомцам. До последнего дня он, превозмогая одышку и тяжесть в сердце, будет взбираться на крышу, чтобы сделать перевязку больной птице и накормить её. Душа его не ожесточилась, не зачерствела спустя годы. Трудно понять, что этот крепко сложенный, упорный в своих целях человек в решающей схватке — сватке между жизнью и смертью — проиграет.

Он воспитал целый ряд последователей, среди которых Рерих, Богаевский, Рылеев. Куинджи охотно делился опытом с учениками, завещая им важное правило: «Забудь все виденное на картинах художников и посмотри на тумбу, которая, мокрая от дождя, блестит на солнце. Пойми ее блеск, разгадай, как и отчего она блестит, и передай все это в этюде. А когда будешь писать картину, не смотри на этюд, на котором будет еще много мелочей. А ты про них забудь и передавай в картине сущность, впечатление блеска там, где тебе надо».

24 июля 1910 года «художник света» скончался, но смерть эта была возможна лишь в физическом смысле: картины Куинджи навсегда сохранили тонкое чувствование и понимание им окружающей природы.

Архип Иванович оставил нам большое художественное наследие — более 200 картин и около 400 графических и этюдных работ.


Радуга, 1905 г.

Его новаторское видение мира заложило основы нового направления в искусстве на стыке 19–20 веков — гиперреализма.

Даже спустя столетие мы по-прежнему любуемся солнцем, согревающим хутор в «Вечере на Украине»; испытываем щемящую боль в сердце, видя мать и сына на картине «Осенняя распутица». Мы открываем всё новые и новые грани таланта художника, для которого иллюзия света была его Богом.

Анна Хохлова
 

Опубликовано 17.07.2021