Музыка ничего не выражает, кроме самой себя

Современники называли Игоря Стравинского «Великим Игорем»

Каждый увлеченный культурой человек хоть раз, но слышал об Игоре Стравинском, или, как называли его современники, «Великом Игоре». Композитор знаком нам как один из самых ярких и авангардных фигур 20 века. Давайте же разберемся, как автор добился подобных успехов в творчестве и каким он был человеком.

Первые шаги в творчестве.

17 июня в этом году исполнилось целых 139 лет со дня рождения Стравинского. Начал свою жизнь он в Ораниенбауме. Можно сказать, что любовь к прекрасному была наследственной, ведь в его доме всегда звучала музыка.
Отец Игоря Стравинского, Федор Стравинский был солистом Мариинского театра. Федор Игнатьевич учился у лучших мастеров европейской вокальной школы: Луизы Эрит-Виардо, Пьетро Репетто Репетто, Ниссен-Саломан, Камилло Эверарди. До конца своей жизни выступал в роли камерного певца. Мать Игоря Стрависнкого, Анна Кирилловна Холодовская, изначально была постоянным концертмейстером на выступлениях Фёдора, а позже стала его женой. Друзьями семьи и постоянными гостями были всем известные композиторы Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов. Кстати, посещали Стравинских и деятели литературы: Фёдор Достоевский, Владимир Стасов.


Семья Игоря Стравинского

Нужно сказать, что никто из великих учителей не замечал талант маленького Игоря. У Стравинского было множество знаменитых учителей, таких как пианистка Александра Снеткова, которая, по мемуарам самого Игоря Фёдоровича, рассказывала ему о приготовлениях в консерватории к похоронам Чайковского, Леокадия Кашперова, учившая его органной технике, Федор Акименко и Василий Калафати, заложившие понятие о гармонии. Лишь после поступления на факультет юридических наук, будущий композитор проявил желание заниматься музыкой. Его наставником стал уже упомянутый друг семьи Николай Андреевич Римский-Корсаков, который предложил не тратить время на теорию в консерватории, а заниматься сразу практикой. Большое количество времени он проводил в Мариинском театре, слушая и изучая оперы.


Игорь Стравинский с Николаем Римским-Корсаковым

С 1902 года пробовал сочинять собственные произведения, а к 1905 году Стравинский сближается с объединением «Мир искусства», посещая с художниками и Сергеем Дягилевым различные мероприятия от концертов до выставок. Кстати, Игоря Стравинского и Дягилева связывали узы родства, так как они были пятиюродными братьями. Вскоре Игорь Стравинский стал членом объединения «Вечера современной музыки». Дягилев присутствовал на премьере одних из первых произведений Стравинского — сюиты «Фавн и пастушка» на стихотворения Александра Пушкина и Симфонии ми-бемоль мажор. Критики называли его произведения «импрессионистскими».


Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

После смерти своего учителя, Римского-Корсакова, Стравинский глубоко переживал утрату. Однако это дало толчок к его новой волне творчества. В своих мемуарах композитор пишет: «Когда я вернулся в деревню, у меня явилась мысль почтить память моего учителя. Я написал „Погребальную песнь“, которая была исполнена под управлением Феликса Блуменфельда  на первом беляевском концерте, посвященном памяти великого композитора. К несчастью, партитура этого произведения пропала в России во время революции вместе с множеством других оставленных мною вещей. Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором.»

Так Игорь Стравинский получил предложение от Сергея Дягилева написать оперу для «Русских сезонов». Балет «Жар-птица» не смогли написать Анатолий Лядов и Николай Черепнин, но интересующийся русским фольклором Стравинский потрясающе справился с этой задачей.


Балет «Жар-птица»

Премьера «Жар-птицы» состоялась в Париже 25 июня 1910 года, однако после успеха не раз подвергалась критике, в том числе и самого автора. Далее Стравинский продолжает трудиться для «Русских сезонов». Пишет музыку к «Петрушке» и «Весне священной». Впоследствии знакомится с значимыми композиторами Эриком Сати и Клодом Дебюсси. Все новые знакомые отмечали в композиторе тонко чувствующего человека.


Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский

Среди написанных им произведений оперы, балеты, симфонии, кантаты и оратории, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная и вокальная музыка. Стравинский успел поработать практически во всех современных ему жанрах. Творчество Игоря Стравинского разделяют на три периода - русский, неоклассический и серийный.
Первый из них включает "Фейерверк" и три балета, созданных им для труппы С. Дягилева. В произведениях использовались темы фольклора, сама музыка рассчитана на большой оркестр, часто можно услышать специально введенные диссонансы.
К неоклассическому периоду, которой пришелся на годы Первой мировой войны, можно отнести балет с пением "Пульчинелла", который был создан под вдохновением итальянскими композиторами 18 столетия.


Афиша к балету «Пульчинелла»

О создании балета композитор позже писал: «Я понимал, что, прежде чем приступить к этому трудному делу, я дол жен дать себе ответ на основной вопрос, который неотлучно меня преследовал: что должно преобладать в моем подходе к Перголези — уважение к его музыке или любовь к ней? Уважение или любовь толка ют нас овладеть женщиной? Не одной ли силой любви мы постигаем всю глубину человеческого существа? К тому же разве любовь исключает уважение? Только уважение само по себе всегда бесплодно и не может стать творческой силой. Для творчества нужна динамика, нужен некий двигатель, а есть ли на свете двигатель более мощный, чем любовь?».  Были созданы «Царь Эдип» (1927), балет «Поцелуй феи» (1928), а также балеты с античной тематикой: «Аполлон Мусагет» (1928), балет «Орфей» (1947). Гармония, ритм и оркестровка была стилизована в манере классицизма.


Балет «Аполлон Мусагет»

В 1950-е годы, в последний период, композитор стал использовать серийную технику. Так появились «Кантата», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира», «Агон» (1957), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Проповедь, притча и молитва» (1961).

Не только о музыке.

Музыканта называли настоящим перфекционистом. Неудивительно, что он оставался в центре культурной жизни целых 60 лет. Меняя направления и стили, он доводил всё до идеала. Поэтому в воспоминаниях композитора так часто звучит мысль о «самоограничении». «Необходимость ограничения, добровольно принятой выдержки берет свое начало в глубинах самой нашей природы и относится не только к области искусства, но и ко всем сознательным проявлениям человеческой деятельности. Это потребность порядка, без которого ничего не может быть создано и с исчезновением которого все распадается на части.» Стрависнкий говорил, что сдержанность и ограничение способствуют расцвету свободы. Он любил точность, порядок и иерархию. Именно поэтому во время революции, ему было особенно тяжело принять происходящие в стране события, и он окончательно эмигрировал во Францию.
Нужно отметить, что Стравинский постоянно скучал по России. В редкие его выезды на Родину, он был окружен спецслужбами и надзором. Когда же его спрашивали, почему он не приезжает чаще, Игорь Федорович отвечал:«Хорошего понемножку».


Дирижер Игорь Стравинский

Читая Игоря Стравинского, замечаешь что его высказывания глубоко-философские, пропитанные мыслями о вечном. Одной из известных его цитат является « Время не проходит, проходим только мы».
Неудивительно, что с таким мировоззрением, Стравинский был настоящим трудоголиком, как мы сказали сейчас. Он мог работать по 18 часов без перерыва. А в последние годы жизни у него был 10-часовой рабочий день.
Стравинский был тонким ценителем живописи и обладал навыками рисования. Сам композитор однажды рассказывал историю о том, как нарисованный Пабло Пикассо для него портрет изъяли на итальянской границе, сосчитав абстрактно-расположенные линии и мазки за засекреченный план.


Игорь Стравинский и Коко Шанель

Вообще в друзьях у музыканта были многие известны люди из мира искусства: Дебюсси, Равель, Сати, Пруст, Пикассо, Олдос Хаксли, Чарли Чаплин, Коко Шанель, Уолт Дисней. Все его приятели и знакомые находили в композиторе добродушие и открытость.
«Музыка ничего не выражает, — говорил Стравинский, — кроме самой себя».

Юлия Тетюркина

Опубликовано 05.07.2021