Назад

Образование | Посетил

Безопасность детей в кибермире

Один день с командой №1 на квесте The Standoff Kids.

Не секрет, что технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Вместе с развитием технологий появляются новые профессии, город становится умным, обретая сознание, направленное на помощь человеку. Однако даже в эпоху глобальных изменений мир небезопасен: недоброжелатели ведут охоту за самым ценным ресурсом современности – информацией, которую можно похитить и использовать против людей.
The Standoff Kids – большой детский трек, который прошел 19 мая в преддверии юбилейного форума Positive Hack Days. Организаторы мероприятия поставили себе трудную задачу: в доступной форме обучить детей азам цифровой безопасности.
Редакция журнала Аудиториум Life прошла все этапы интерактивного квеста вместе с командой No1.
Главной целью детей была защита от киберхищников - виртуальных врагов, стремящихся украсть и использовать против детей их персональную информацию. Восемь команд и восемь локаций. Задача участников – на территории Умного города получить обучающую информацию, которая поможет защититься от киберхищников.

В помощь командам был предоставлен киберсапиенс – цифровой помощник, интегрированный в навигационную систему – планшет. На каждое задание было отведено всего двенадцать минут. Успеем ли мы?

На первой локации киберсапиенс рассказывает нам о безопасности в социальных сетях – пожалуй, самая актуальная информация для детей и подростков. Социальные сети легко могут стать источником информации для мошенников и недоброжелателей. Снимая видео в Тик-Ток, участники при этом усваивают важные знания: лучше не публиковать свое имя, дату и место рождения, место работы, домашний адрес, номер телефона и другие контакты, фото и номера документов. Золотое правило безопасности: вести себя в интернете так же осторожно, как и на улице.

Время поджимает, и мы бежим дальше.
Вторая локация помогла детям научиться правильно составить пароли. Все мы знаем о важности составления сложного пароля, однако, когда нужно придумать новый пароль, в голову не приходит ничего лучше, чем своя дата рождения. С помощью интерактивного механизма дети отрабатывают возможные варианты составления пароля: это может быть кодовая фраза из несвязанных друг с другом слов, случайные символы, к которым можно придумать собственный шифр или ассоциации для запоминания. Самым сильным паролем будет тот, в котором не менее 10-12 букв, символов и цифр.

На следующей локации нас ждало настоящее шоу. Зал с большим экраном и несколькими тумбами, на которых видны ярко-красные кнопки. Так начинается игра «Интуиция». Нам необходимо было угадать навыки людей, работающих в сфере информационной безопасности и профессии, которые им соответствовали. Благодаря заготовленным подсказкам команда верно угадала все профессии: дизайнер гаджетов для обеспечения личной безопасности, консультант по личной безопасности в сети, оператор приложений информационной безопасности.


 

Навигационная система указывает нам название следующей локации – «Кинотеатр». Здесь с помощью интерактивных пультов команда No1 училась отличать фишинговые атаки от обычных сообщений. Кажется, мы отлично справились: ни одно сообщение мошенников не сумело проскользнуть.

Локация «Аэропорт» оказалась самой сложной. Здесь команде следовало отсканировать все QR-коды, найти среди них те, что прибыли из Северной и Южной Америки. Именно этот багаж блокировал радиосистему Умного города. Участники должны были не только просканировать QR-код, но и ввести код деактивации, чтобы выполнить поставленную задачу. Этот этап оказался самым сложным для нашей команды. Время стало самым главным противником команды: выполнить множество действий для быстрого обеспечения безопасности не так-то просто – вот главный урок, который получили дети.

Умение отличать фейковые новости от настоящих – один из важных навыков в современном мире.
Шестая локация посвящена этому. Киберхищники пытались сорвать онлайн-трансляцию умного города, заполонив новостную ленту ложными новостями. С помощью ноутбуков и киберсапиенса члены команды успешно отличили все фейковые новости от настоящих.

На седьмой локации дети решали логистические задачи: для того, чтобы доставить груз вовремя, нужно учесть множество деталей. Трек с радиоуправляемыми машинами стал имитацией сложного процесса грузоперевозок.
Самая последняя локация научила детей навыкам дешифровки. Команда узнала особенности кода, изобретенного Гаем Юлием Цезарем, и на практике применила полученные знания.

Момент истины – объявление победителей!

Команда No1 заняла первое место. Мы, журналисты Аудитоиум Life, были очень рады, что именно наша команда, с которой мы прошли все задания, стала победителем! В качестве подарков ребята получили фирменные рюкзаки, кепки и наклейки. Своими эмоциями от победы с редакцией Аудиториум Life поделилась Маша Щербакова (10 лет): «Больше всего мне понравился этап с игрой «Интуиция». Я узнала много новых профессий. Еще мне понравилось находить фейковые новости и составлять сложные пароли. Я рада, что наша команда победила, и я бы хотела рассказать об этом дне всем своим друзьям». Трек The Standoff Kids подарил участникам незабываемые воспоминания, но самым главным итогом соревнования стали знания о кибербезопасности, полученные в процессе игры.

Игровые соревнования The Standoff Kids проводятся с 2019 года. Участниками мероприятия могут стать дети от 8 до 13 лет. Чтобы принять участие в детском треке, необходимо подать заявку на официальном сайте. Прохождение трека для детей бесплатное. Родители могут смело доверить детей аниматорам, но если все-таки взрослый хочет принять участие в мероприятии, то необходимо приобрести билет.

Безопасность детей всегда была и остается одной из главных задач общества. Формирование цифровой грамотности – важная задача, для выполнения которой необходимы ресурсы и государства, и школы, и семьи. The Standoff Kids сумел удачно объединить игровой подход в обучении, цифровые технологии, интегративные механизмы, предоставив детям возможность, играя, получить практические знания по безопасности в цифровом мире.

Валерия Тюменцева

Опубликовано 24.05.2021