Морис Бежар: никогда ничего не поздно

Надо верить, что вечность у вас впереди и научиться можно всему.

Морис Бежар, настоящее имя Морис Берже, (фр. Maurice Berger) родился 1 января 1927 г. в Марселе. Отец Гастон Берже был философом. Мать мальчика умерла когда ему исполнилось семь лет. В детстве Морис часто болел и врач посоветовал отдать мальчика в спорт или танцы. Так начался его путь в балетном искусстве.

Балетом Морис начал заниматься в возрасте четырнадцати лет после того, как увидел постановку знаменитого танцовщика Сержа Лифаря. Танец настолько впечатлил юного Мориса, что он твердо решил посвятить свою жизнь балету.

Хореографическое образование Морис получил в частных балетных школах Парижа и Лондона. В 1944 г. семнадцатилетний Морис дебютировал в балетной труппе Марсельской оперы. Морис Бежар также окончил факультет философии университета Экс-ан-Прованс в Марселе.

Помимо классического балета, Бежар проявлял интерес и к другим видам танца. Тогда Морис переехал в Париж и начал брать уроки у разных педагогов, постепенно осваивая различные стили хореографических школ. Уже в самом начале своей театральной карьеры Морис Бежар поменял немало трупп - работал у Ролана Пети и Жанин Шарра, выступал в Inglesby's International Ballet в Лондоне, а также в Королевском шведском балете. За время своего пребывания в Марселе он часто слышал имя новоиспеченного, прославившегося на весь мир, танцовщика и хореографа Мариуса Петипа. Когда Морису был двадцать один год ему довелось поработать в Лондоне с Николаем Сергеевым, который около пятнадцати лет сотрудничал с Петипа. Имя Мариуса Петипа стало настолько известно в мире балетного искусства, что когда в труппе Cullberg Ballet в Швеции, где танцевал Бежар, узнали о его владении хореографией Петипа, Бежара попросили заняться постановкой grand pas de deux из балета “Щелкунчик” для Стокгольмской оперы. Именно в Швеции Морис Бежар дебютировал как хореограф. Для Королевской шведской оперы в Стокгольме Морис поставил балет “Жар-птица” на музыку Игоря Стравинского.


Балет "Жар-птица"

В 1953 г. Морис Бежар совместно с Жаном Лораном основал в Париже балетную труппу Ballet de l'Etoile, которая, однако, просуществовала всего четыре года. В 1957 г. он основал труппу Ballet-Théâtre de Paris. Занимаясь постановкой балетов, Морис Бежар сам же исполнял в них главные партии. Его труппа исполнила такие балеты, как “Сон в летнюю ночь”, “Укрощение строптивой”, “Путешествие к сердцу ребенка”, “Прометей” и др.

В 1959 г. Бежару пришло предложение от директора Théâtre Royal de la Monnaie в Брюсселе заняться постановкой балета “Весна священная” на музыку Игоря Стравинского. На репетицию было отведено всего три недели. В музыке Стравинского Бежар увидел нечто, напоминающее ему историю возникновения человеческой любви и ее бурного развития. Балет произвел впечатление не только на знатоков танца, но и на публику со всего мира. Успех “Весны священной” определил дальнейшее развитие карьеры Мориса Бежара. На следующий год директор Théâtre Royal de la Monnaie предложил Бежару основать и возглавить труппу в Бельгии и молодой хореограф согласился. Так сформировалась труппа с интернациональным составом “Балет ХХ века” Мориса Бежара. Одним из самых знаменитых спектаклей, который Бежар поставил для этой труппы, стал “Болеро” на музыку Мориса Равеля. Идея постановки была весьма интересной, так как главную партию исполняли и женщина, и мужчина, и кордебалет. Постановка могла быть либо полностью женской, либо мужской. С наибольшим успехом партию Мелодии исполнял знаменитый танцовщик и звезда “Балета ХХ века” Хорхе Донн, которого Бежар выделял среди артистов труппы, считая его великим танцовщиком. Специально для Донна Бежар поставил несколько балетов, таких как “Ромео и Джульетта”, “Леда” и др. Хореограф отмечал у танцовщика абсолютный музыкальный слух, природную пластику и фантастический талант к перевоплощению.


Балет "Весна священная"

Впоследствии, Бежар решил заняться постановкой спектаклей, в основе которых была концепция, что танец, пантомима и вокал фигурируют в равной степени. В таком стиле Бежар поставил спектакли “Гала”, “Четверо сыновей Эймона” и “Мучения святого Себастьяна”, получившие высокую оценку критиков и успех у публики. В 1960 и 1962 гг. Морис Бежар был награжден премией Театра Наций, а через три года он стал лауреатом Фестиваля танца в Париже. В этот период Бежар поставил такие балеты, как “Жар-птица”, “Бахти” и “Наш Фауст”. В 1970 г. Морис Бежар создал в Брюсселе школу-студию “Мудра”.

В 1977 году партию Мелодии в "Болеро" исполнила знаменитая советская балерина Майя Плисецкая. В дальнейшем она снова вышла в этой партии в Москве на своем творческом вечере в Большом театре. В программу вечера также вошел специально поставленный для нее Бежаром балет “Айседора”. Специально для Плисецкой Бежар создал такие знаменитые сольные номера, как “Видение розы” и “Аве, Майя”. "Бежар боготворил Майю. "Он был готов простить ей все, даже вольную интерпретацию своей хореографии, сочиненных им движений, чего не позволял больше никому" - говорил Азарий Плисецкий, брат балерины.


Хорхе Донн и Майя Плисецкая в балете "Леда"

В 1978 г. с успехом прошли гастроли “Балета ХХ века” в Москве. В них приняли участие такие известные артисты балета как, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев. Спектакли Бежара вызвали восторг у советской публики, а сам он стал любимым зарубежным хореографом. В этом же году “Балет ХХ века” приехал с теми же гастролями в Ленинград в сотрудничестве с Театром оперы и балета им.Кирова (сейчас Мариинский театр) и Вильнюс (Литва).


Балет "Болеро"

В том же году Бежар перевел “Балет ХХ века” в Лозанну и сменил название труппы на “Лозаннский балет Бежара” (Béjart Ballet Lausanne), для которой поставил балеты “Воспоминания о Ленинграде”, “Метаморфозы”, “Щелкунчик” и др.

С 1984 г. дизайном костюмов для постановок Бежара занялся мэтр мировой моды, кутюрье Джанни Версаче. В дань благодарности мэтру мира моды в 2007 г., на десятую годовщину смерти Версаче, в миланском театре “Ла Скала” Бежар представил балет “Спасибо, Джанни, с любовью”. В том же году Бежар поставил балет “Вокруг света за 80 минут”, в котором использовал идею Жюля Верна о путешествии по миру. Сюжет был дополнен маршрутом последних гастролей Бежара с труппой.

В 1994 г. Бежар был избран членом Академии изящных искусств во Франции. В 1999 г. он представил свою оригинальную трактовку балета “Щелкунчик”. На музыку Чайковского хореограф создал оригинальную автобиографическую версию “Парижское веселье”, главным героем в которой была не девочка Клара (Мари), а мальчик по имени Бим, также персонаж балета Бежара . Основная идея спектакля заключалась в отношениях хореографа к его матери и детству - сложному периоду жизни Бежара. Один из героев балета, Дроссельмейер, представал перед публикой то в образе Фауста, то Мариуса Петипа - личностей, оказавших значительное влияние на творческое развитие Бежара. Сцену снежного бала и танца снежных хлопьев заменил танец школьников в черных плащах и беретах - так одевались ученики в детские годы хореографа.

В 1997 г. на музыку британской рок-группы Queen и австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта Бежар поставил одноактный балет “Le Presbytère...Ballet for Life” (“Дом священника...Балет во имя жизни”). Балет посвящен легендарному певцу и вокалисту группы Queen Фредди Меркьюри и одному из лучших танцовщиков труппы Бежара Хорхе Донну. Оба скончались в возрасте сорока пяти лет от СПИДа. История их судеб и вошла в основу сюжета балета. Как говорил Бежар, “Фредди Меркьюри и Донн умерли в одном возрасте. Они были очень разными личностями, но их объединяла яростная жажда жизни и необходимость показывать себя другим”. Дизайном костюмов для спектакля занимался Джанни Версаче. Это была одна из последних работ знаменитого модельера. В балете затрагиваются темы однополой любви, СПИДа и смерти. Эпиграфом к спектаклю стала фраза из романа Гастона Леру “Тайна желтой комнаты” - Le presbytère n'a rien perdu de son charme ni le jardin de son éclat (фр. “Дом священника ничуть не потерял своего очарования, а сад - яркости красок”). Постановка получилась очень эмоциональной, словно хореограф хотел передать в ней свою собственную жажду жизни. В балете фигурируют танец, вокал и пантомима. Премьера спектакля состоялась 17 января 1997 г. в национальной театре Шайо в Париже, на которой присутствовали участники группы Queen и знаменитый певец Элтон Джон. В том же году была выпущена запись балета на DVD.


Балет "Дом священника...Балет во имя жизни"

В 2003 г. Морис Бежар был удостоен международной премии Benois de la Danse, в почетной номинации “Жизнь в искусстве”.

Всего Морис Бежар поставил сто балетов. Также, он занимался оперными постановками, в число которых вошли “Сказки Гофмана”, “Травиата”, “Дон Жуан” и др. Он проявил себя и как режиссер, сняв несколько фильмов. Помимо этого, Бежар написал несколько книг. В России были изданы его мемуары “Мгновение в жизни другого” и “Мгновение в жизни другого. Чьей жизни?”.

"Я называл Бежара своим другом не только благодаря постоянному творческому союзу, но главным образом, человеческому контакту. Творчески Морис восхищал меня, а по-человечески подкупал простотой в общении, умением довольствоваться малым и радоваться малому" - писал Азарик Плисецкий.

В 2007 г. Бежар основал собственный фонд - Фонд Мориса Бежара, целью которого является финансирование различных проектов в области балета и танца, а также управление интеллектуальной собственностью хореографа. В том же году его доставили в больницу в Швейцарии из-за возникших проблем с сердцем и почками. 22 ноября 2007 г. Морис Бежар скончался.

Морис Бежар - одаренный танцовщик и хореограф, выдающийся творец. Дух его феноменального таланта и, казалось бы, безграничного диапазона идей навсегда остается не только в стенах каждого театра, в котором была показана хотя бы одна из его постановок, но и в сердцах всех свидетелей его гения.

Семь заповедей Мориса Бежара:

1. Надо работать, работать всегда с одержимостью, с интересом и с творчеством, тогда израсходованная энергия будет возвращаться от удовлетворения сделанным.

2. Надо стараться расширять свой кругозор, всем интересоваться, все пытаться узнать и понять, накапливать в душе материал для размышления.

3. Ничего не бояться. Ни Жизни, ни Смерти, ни людей, ни природы, ни риска, ни поражения, ни двуногих, ни четвероногих, ни катастроф, ни бедствий, ни болезней, ни Света, ни Тьмы. Страх сжимает, сужает твои возможности, ограничивает способности и впивается когтями, держащими тебя за шиворот.

4. Надо учиться любить с раннего детства до старости. Это - дар, который дается не всем, но можно хотя бы прикоснуться к нему. Надо любить людей и, прежде всего, самих себя. Вы должны понять, что вы - индивидуальность, одна на свете, и вы должны состояться как человек, как творец, как индивидуальность. Любовь обязывает вас помогать всем.

5. Любовь приводит к общению, не избегайте людей. Сохраняйте дружбу с самого детства, не теряйте подруг, друзей, знакомых. Общение связывает вас со всем миром. Вы никогда не почувствуете себя одиноким, если будете писать и получать письма.

6. Путешествуйте! Можно отказать себе во всем, но только не в путешествиях. Близкие и дальние дороги расширяют ваш кругозор, впечатления от путешествий и встреч с чудесами света и интересными людьми останутся с вами до старости, вас никогда не охватит скука и безнадежность. Глаза ваши должны запоминать все происходящее перед вами, уши должны сохранять звуки всего мира, сердце должно наполняться восторгом перед огромностью мироздания, а в голове все увиденное должно запечатлеваться на всю жизнь.

7. Никогда ничего не поздно. Надо верить, что вечность у вас впереди и научиться можно всему.

Анна Никольская

Опубликовано 23.04.2021