Назад

Образование | Изучил

Рихард Вагнер: великий реформатор оперы

Жизнь великого музыкального реформатора и его знаменитые произведения навсегда изменили представления об опере и музыке.

Творчество Рихарда Вагнера положило начало коренным изменениям в музыкальных традициях Европы XIX века. Оперы Вагнера признаны высшим этапом развития романтического направления в музыке Европы и в то же время – фундаментом для последующих модернистских течений. Благодаря своему таланту Вагнер навсегда изменил оперу, а его музыкальные открытия и нововведения теперь стали привычными для музыкантов и любителей классической музыки. На основе оперы Вагнер создает музыкальную драму - высшую форму искусства, органическое единство слова и звука.

Реформация целого музыкального жанра не начиналась с нуля. Когда-то Рихард Вагнер был младшим ребенком в многодетной семье и рос без отца. Многим Рихард обязан своему отчиму Людвигу Гейеру. Отчим поддерживал любовь детей к творчеству. Вдохновленный жизнью великого Бетховена, юный Рихард начинает осваивать музыку в школе при церкви Святого Фомы в Лейпциге. Уже здесь прорезается гениальность будущего композитора, и Вагнер пробует свои силы в музыкальном искусстве: он пишет фортепианные пьесы, сонаты, увертюру «Фауст», произведения для оркестра, симфонию. Многие из этих произведений исполнялись на концертах, хотя начинающему композитору не было еще и 20 лет. При этом систематического, полного музыкального образования Вагнер так и не получил.


Молодой Рихард Вагнер

Опираясь на историю жизни композитора, можно было бы создать романтический роман. Вся жизнь Вагнера состояла из работы, бесконечных переездов и приключений. Родившись в Лейпциге, композитор пишет первые оперы в Риге. Свою первую оперу «Феи» композитор написал в 1833-1834 годах, в 21 год. Вагнеру не суждено было услышать свое юношеское творение с оперной сцены при жизни. Первая постановка оперы «Феи» состоялась только в 1888 году, уже после смерти композитора.

Подобная судьба постигла и оперу «Запрет любви». Вагнер возлагал на эту оперу большие надежды, но постановку ждал громкий провал: сложные ансамбли не были достаточно отрепетированы артистами, дирекция театра не распечатала программы с кратким содержанием, и никто из зрителей ничего не понял. На второе представление пришло всего три человека, артисты за кулисами устроили скандал, и спектакль пришлось прекратить. Опера «Запрет любви» больше никогда не исполнялась при жизни Вагнера.

Произведения не приносят ему известность и богатство: композитор становится должником кредиторов и сбегает в Париж со своей первой женой Минной Планер. Однако и в этом городе Рихард не находит пристанища своему таланту. Бедность настигла композитора: он брался за любую работу, в том числе и за переписывание нот – изнурительную работу, стоившвую, однако, сущие гроши.

Первая успешная постановка состоится в Дрезденском театре в 1842 году. Долгожданную славу Вагнеру принесла опера «Риенци», написанная по истории о Кола де Риенцо – государственном деятеле, который мечтал воссоздать Рим в духе древних республиканских традиций. Риенцо сместил сенаторов, объявив себя трибуном, но затем был жестоко убит в результате заговора. Через год в том же Дрезденском театре пройдет представление «Летучего голландца». Также на сценах Германии свершились премьеры опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин».


Опера Летучий голландец

Последние три оперы примыкают к так называемому к дрезденскому периоду и имеют некоторые общие черты. В опере «Летучий голландец» Вагнер перерабатывает древнюю легенду о проклятом моряке-скитальце. Спасти моряка может девушка, которая полюбит его искренней и преданной любовью. В опере «Тангейзер» композитор берет за основу сюжета средневековую легенду о певце-миннезингере. Тангейзер смог очаровать языческую богиню Венеру, однако этим обрек себя на проклятие римской церкви. Опера «Лоэнгрин» повествует о светлом рыцаре святого Грааля, который покинул свое пристанище ради борьбы с клеветой и несправедливостью. Оперы Вагнера дрезденского периода неразрывно связаны с традициями романтизма: герои предстают перед неразрешимыми конфликтами, свет противостоит тьме, чистота – греховности. На первый план выходят чувства героев, именно поэтому в произведениях значительную роль играют развернутые, длинные монологи и диалоги действующих лиц: они обнажают внутреннюю борьбу, развития мыслей и стремления героев.


Опера Лоэнгрин

Вскоре удача вновь отвернулась от Вагнера: жизнь композитора только начала налаживаться, но в 1848 году в Германии начинается революция. Вагнер горячо верил в дело революции, в простой народ, но, когда революционное движение потерпело крах, Рихард был вынужден бежать в Швейцарию.

Самая длинная история создания ожидала тетралогию «Кольцо Нибелунга». Композитор начал задумывать оперы еще в 1848 году: Вагнер написал «Миф нибелунгов» - набросок для драмы, объединяющей в себе легенды и мифы преимущественно Старшой и Младшей Эдды. Мифология и языческие сказания послужили композитору инструментом для исследования мира. С их помощью Вагнер осуществил художественный анализ современной ему действительности.

Год спустя Вагнер начал писать либретто к опере «Смерть Зигфрида». К 1851 году обрела форму опера «Молодой Зигфрид», впоследствии название было изменено на «Зигфрид». Именно под этим названием опера известна в наши дни. В октябре 1851 года Вагнер понял, что зрителю необходима предыстория для более точного понимания событий оперы «Зигфрид». Композитор принял решение, создать цикл из четырех опер, которые будут исполняться четыре вечера подряд: «Золото Рейна», «Валькирия», «Юность Зигфрида», «Смерть Зигфрида». Либретто всех четырех опер были завершены спустя год – в конце 1852 года.

Содержание тетралогии многопланово: в операх оживают яркие и неоднозначные персонажи, сложные отношения между ними зачастую перерастают в яростную борьбу. Карлик-нибелунг Альберих - герой, который положил начало истории о гибели богов. Он похищает золотой клад у дочерей Рейна. Легенда о кладе гласит, что его обладателю, который сможет сковать из золота кольцо, будет дана власть над всем миром. Альбериху пытается помешать бог Вотан, однако его всемогущество эфемерно – он раб обязательств собственно заключенных договоров. Вотан отнимает золотое кольцо у Альбериха, навлекая на свой род проклятие. Проклятие может снять смертный герой, ничем не обязанный всемогущему богу. Таким героем становится Зигфрид – воин, лишенный страха. Он с легкостью побеждает стража золота - дракона Фафнера, завладевает волшебным кольцом, пробуждает заключенную в огненное кольцо валькирию Брунхильду. Однако Зигфриду не суждено спасти божественный род. Он погибает, сраженный подлостью и коварством. Вместе с ним свою погибель находит и старый мир богов, где царствовали ложь, эгоизм и несправедливость.

Уже в 1853 году, сразу же после завершения либретто, Вагнер начал писать музыку для первой оперы («Золото Рейна»), а в 1857 году была завершена третья опера («Зигфрид). Несмотря на то, что масштаб работы над тетралогией растянулся на десятилетие, Вагнер не спешит с завершением последней оперы. Работу над тетралогией композитор отложит еще на 12 лет ради опер «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Будучи в Швейцарии, Рихард находится в состоянии некоторой растерянности и поиска новых источников вдохновения. У Вагнера снова возникли проблемы с деньгами, которые осложняли нестабильные семейные отношения. Со своей женой Минной Планер Вагнер прожил в браке около 30 лет, однако в этом союзе не было семейного счастья. Минна хотела домашнего спокойствия, а страстная, романтическая душа музыканта не могла жить в тягостном покое.


Минна Планер Вагнер

В Цюрихе Вагнер познакомился с супругами Везендонк, у них завязались теплые отношения. Отто Везендонк оказывал Вагнеру значительную финансовую поддержку, а с Матильдой Везендонк у Рихарда возникла теплая дружба, платоническая любовь. Матильда стала его музой, а любовный треугольник Вагнера и семьи Везендонк вдохновил композитора на оперу «Тристан и Изольда» - гимн вечной любви, воспетой в средневековых сказаниях. Однако «Тристан и Изольда» - это история не о счастливой любви: канва повествования пронизана ощущением того, что рок судьбы неизбежно настигнет героев. Отношения с Матильдой окончательно перечеркнули остатки чувств в законном браке композитора.

Вернувшись в Германию, Вагнер познакомился с Гансом фон Бюлов. Бюлов, выдающийся ученик Ференца Листа, был страстным поклонником Вагнера: в 1858 году он готовил вокальную партитуру для «Тристана и Изольды». В 1862 году Ганс фон Бюлов делал чистовой вариант «Нюрнбергских мейстерзингеров», произведение, которое задумывалось как комическая параллель опере «Тангейзер». Однако окончательно закончил оперу Вагнер только в конце 1867 года. По сравнению с трагичной оперой о Тристане и Изольде «Нюрнбергские мейстерзингеры» — это история, наполненная ярким светом народного празднества. Опера об открытом состязании певцов, в котором побеждает честь, достоинство и искренняя любовь и проигрывает самодовольная посредственность. На создание такой светлой оперы оказала влияние новая муза Вагнера – Козима фон Бюлов. Долгие отношения с семьей фон Бюлов привели к тому, что Козима, жена Ганса и дочь Ференца Листа, в 1870 году стала женой Рихарда Вагнера.


Козима Вагнер

С 1869 года Вагнер жил на средства баварского короля Людвига II, поэтому композитор вновь возвращается к самому внушительному труду своей жизни, тетралогии «Кольцо Нибелунга». За год Вагнер значительно усовершенствовал оперу «Зигфрид», завершил последнюю оперу тетралогии «Гибель богов» (раннее название – «Смерть Зигфрида»).

В самом монументальном творении Вагнер сумел воплотить свою идею музыкальной драмы – органического единства слова и музыки. Раньше исполнение арии, ансамбля и хора было строго разграничено. Под рукой Вагнера строгая, формальная структура превратилась в поток монологов и диалогов героев, не имеющих начала и конца. Отсутствие строгих ограничений на исполнение сблизило оперу с жизнью, диалоги героев – с живой разговорной речью. Оркестр теперь не просто сопровождал вокальные партии героев, а представлял собой канву истории, эмоций и переживаний героев, их жизненных перипетий. Вагнер присваивал каждому персонажу, событию или явлению свой особенный лейтмотив. По ходу повествования лейтмотивы становились узнаваемыми, соединялись в единую мелодию, сочетались друг с другом. Этот прием теперь используется повсеместно: и в классической музыке, и в театре, и в кинематографе.


Опера Кольцо Нибелунга

Однако для достойного исполнения тетралогии нужен был подобающий оперный театр, отвечавший требованиям самого композитора. В 1871 году Рихард с женой Козимой приезжают в поисках подходящего театра в баварский город Байройт. Но даже самый лучший театр города не подходит для замысла композитора. Неожиданное событие определяет и судьбу тетралогии, и судьбу самого Вагнера: глава Байройта выделяет землю под новый театр, а король Баварии Людвиг II, оставаясь верным поклонником творчества Вагнера, готов спонсировать строительство. Рихард хотел создать театр, где ничто не отвлекало бы зрителя от оперного искусства, именно поэтому зрительный зал нового театра выглядел аскетично. Революционно композитор подошел и к вопросу о местонахождении музыкантов: оркестровая яма в его театре расположена почти полностью под сценой, сам звук направляет огромная конструкция в форме ракушки. Таким образом, первыми музыку слышат актеры на сцене, а затем сливаясь в органическое единство слова и музыка отправляются в зрительный зал.

«Кольцо Нибелунга» искало свое пристанище 7 лет, и, наконец, в 1876 году в новом театре Байройта состоялась премьера оперы, став художественным событием мирового масштаба.
Последним произведением стала опера «Парцифаль», над которой Вагнер работал около пяти лет. Премьера прошла с ошеломляющим успехом. «Парцифаль» — это мечта о воплощении в жизнь идеи всеобщего братства, где нет зла, а на престоле царствует мудрость, справедливость и духовная чистота.


Опера Парцифаль

Через несколько месяцев после премьеры «Парцифаля» Рихард Вагнер вместе с семьей отправился на отдых в Венецию. В феврале 1883 года он неожиданно скончался. Тело композитора перевезли в Баварию (Байройт) и похоронили во дворе поместья. В этом доме он провел последние годы жизни вместе с любящей семьей.

Реформа оперы как жанра позволила занять Вагнеру уникальное положение в европейской музыке XIX века: сложно назвать композитора, который не испытал бы его влияния. Революционные музыкальные приемы Вагнера используются многими композиторами в разных видах искусства и по сей день. Оперы Вагнера – монумент могучего таланта композитора: за свою долгую жизнь Вагнер написал 13 опер, либретто к каждой из которых написано самим композитором. Вагнер никогда не соглашался на предложения других авторов или писателей использовать их текст. Таким образом, Рихард Вагнер сумел воплотить в жизнь свою великую идею о создании музыкальной драмы – органического единства слова и звука.

Валерия Тюменцева

Опубликовано 21.03.2021