Назад

Культура | Изучил

Вселенная Сальвадора Дали - Я так вижу!

Сюрреализм Сальвадора Дали - это нечто влекущее и непостижимое, как Вселенная.

Сюрреализм - довольно своеобразное направление в искусстве, способное изумить своей оригинальностью, а кого-то даже напугать. От остальных художественных течений сюрреализм отличается парадоксальными сочетаниями фигур и аллюзиями, за которыми нередко скрывается некий тайный смысл. Сюрреализм сформировался в 1920-е годы в художественной культуре западного авангардизма. На первый взгляд это направление может показаться нелепым или даже абсурдным за счет отсутствия жизненной логики, а его представители произведут на неопытную аудиторию впечатление людей, лишенных здравого смысла. Однако даже сами слова “сюрреализм” (от фр. сверхреализм) и сюрреальность (совмещение реальности и сна) предупреждают о предстоящей борьбе между разумом и безумием, рациональностью и безрассудством. Выполняя свои работы, художники-сюрреалисты не задавались вопросом о логике и разумности, напротив, они работали с такими предметами, как ирония, подсознание и даже магия. Чтобы проникнуть вглубь своего сознания, во время работы сюрреалисты нередко прибегали к гипнозу, алкоголю или другим препаратам. Лишь немногие рано или поздно догадываются, что противоречивое произведение, представленное перед ними подобно замысловатому окну, ведущему внутрь творческой души художника. На вопрос об абсурдности и самом смысле работ сюрреалистов один из самых ярких представителей этого направления Сальвадор Дали кратко и четко ответил - “Я так вижу!”. Именно об этом гении сверхреальности и пойдет речь в данной статье.


Слоны

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз Дали де Пуболь, родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас в семье богатого нотариуса Сальвадора Дали-и-Куси и Фелипе Доменеч. Мальчик был вторым ребенком в семье, у него также была сестра Анна Мария Дали и старший брат, тоже Сальвадор, который умер от менингита когда ему было всего два года. Желая снова слышать в своем доме имя Сальвадор, родители назвали в честь погибшего сына своего второго ребенка, будущего гения-сюрреалиста. “Спаситель” - таково значение имени Сальвадор в переводе с испанского. Мальчик рос в противоречивых условиях - в том время, как мать души в нем не чаяла, всячески ласкала и опекала, отец предпочитал воспитывать сына в строгих, но в то же время справедливых условиях. На фоне такого двойственного подхода к воспитанию Сальвадор стал сообразительным, но капризным и неуправляемым ребенком, своим поведением нередко доводил до конфликтных ситуаций. Единственное, что могло отвлечь маленького проказника от шалостей и капризов было рисование. Родители даже специально обустроили ему мастерскую в подсобном помещении, где юный художник проводил долгие часы.

О смерти старшего брата мальчику рассказали когда ему исполнилось пять лет. Такая новость сильно ранила неокрепшую психику Сальвадора. Ему тяжело было принять такую новость, красивое имя разонравилось мальчику и он стал бояться смерти, ассоциируя себя с погибшим братом.

Когда отец стал замечать какой необычный у него растет сын, то понял, что тот вряд ли продолжит его дело и записал Сальвадора в муниципальную художественную школу обучаться изобразительному искусству. В школе Сальвадор плохо учился и неподобающе себя вел. Некоторые его поступки даже пугали. Ему нравилось привлекать к себе внимание подобным способом и он продолжал совершать различные шалости, вызывая возмущение у преподавателей. Отец не осуждал сына, так как видел, что он просто сделан из другого теста и к нему нужен особый подход. Он договорился с местным художником, Рамоном Пичотом, о том, чтобы тот давал Сальвадору частные уроки живописи. В 1918 году в Фигерасе состоялась первая выставка работ Сальвадора, которому на тот момент было четырнадцать лет. Дали представил пейзажи, которые написал, вдохновившись живописными окрестностями родного города. Уже тогда было заметно, что его не интересует академическая живопись. Вместо этого юный художник старательно осваивал технику импрессионизма, кубизма и пуантилизма. Следующим наставником Сальвадора стал профессор художественных искусств Хуан Нуньес. Под его руководством Дали написал такие картины, как “Сумеречный старик”, “Тетушка Анна за шитьем Кадакесе”, и некоторые другие полотна. В этот период своей жизни Сальвадор увлекался европейским авангардом, изучал труды Ницше, Фрейда. Он также пробовал себя в писательской деятельности, стал сотрудничать с местным журналом. Дали писал короткие рассказы, которые сам же и иллюстрировал. Так он и приобрел популярность в Фигерасе.

В возрасте семнадцати лет Сальвадор пережил серьезную утрату - от рака груди умерла его мать. Отец Дали не снимал траур до конца своей жизни, а характер самого Сальвадора стал совершенно невыносимым. В том же году, едва поступив в Мадридскую Академию художеств, он тут же начал вести себя вызывающе по отношению к преподавателям и остальным студентам. Своими выходками Дали добился того, что его дважды выгоняли из Академии. И все же, пребывание в столице Испании позволило ему завести полезные знакомства. Поэт Федерико Гарсиа Лорка, художник Пабло Пикассо и кинорежиссер Луис Бунюэль стали его близкими друзьями и людьми, серьезно повлиявшими на творческое развитие юного художника.

Однако безобразное поведение и отсутствие академического образования не помешали творческому росту и дальнейшему приобретению мировой известности Сальвадора Дали. Критики положительно оценили его картины “Порт-Альгер”, “Портрет отца”, “Автопортрет”, “Молодая женщина, увиденная со спины” и “Женская фигура у окна”, а его “Корзинка с хлебом” попала на международную выставку в США. В тот период, основной моделью для создания женских образов в произведениях Сальвадора была его сестра Анна Мария. В своих ранних работах Сальвадор экспериментировал с различными стилями написания. Сюрреализм оказался ему ближе всего как по технике, так и непосредственно по характеру этого стиля, четко отвечающего характеру самого художника. Первой знаменитой картиной Дали стало “Постоянство памяти”, на которой изображены жидкие часы, стекающие на фоне песчаного пляжа. В 1928 г. Дали сотрудничал вместе с Бунюэлем в производстве первого сюрреалистического фильма “Андалузский пес”. Состоявшаяся в Париже премьера привлекла к Дали внимание основоположника и лидера сюрреализма Андре Бретона и уже в 1929 г. Сальвадор Дали официально примкнул к группе сюрреалистов. В дальнейшем Дали работал еще над одним фильмом - “Золотой век”. В тот период самой знаменитой картиной Дали считалась “Загадка Вильгельма Телля”, на которой художник изобразил советского лидера компартии Владимира Ленина с огромной правой ягодицей. Такое неоднозначное отношение к революционному лидеру стало причиной скандала Дали с обществом сюрреалистов, которые уважительно относились к идеям Ленина. На выставке, проведенной в 1934 г., они хотели разорвать картину. Дали ожидал подобной реакции и повесил полотно очень высоко. В 1936 г., с приходом к власти Клаудио Франко, между Дали и остальными участниками общества сюрреалистов, стоящими на левых позициях, возник конфликт, вследствие которого Сальвадора изгнали из творческой группы. Художник совершенно не расстроился, так как между ним и группой уже давно назревал конфликт. Его ответом бывшим коллегам стал громкий лозунг - “Сюрреализм - это я!”


Постоянство памяти

В то же время, на персональных выставках Дали в Англии, США, Франции и Испании особенное внимание привлекла его картина “Мягкая конструкция с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны”, написанная незадолго до начала гражданской войны в Испании. Наряду с ней появились такие работы, как “Возбуждающий пиджак” и “Телефон-омар”.


Жираф в огне

В 1929 г. произошла судьбоносная встреча Дали с женщиной, ставшей его музой - Еленой Дьяконовой, сохранившейся в истории под именем “Гала”. На тот момент она была замужем за одним из самых известных французских поэтов двадцатого века Полем Элюаром. Несмотря на это обстоятельство и значительную разницу в возрасте (Гала была старше Дали на десять лет), Гала и Сальвадор сразу почувствовали сильное взаимное чувство и вскоре между ними завязался бурный роман. Узнав об этом союзе, Сальвадор-старший и сестра художника Анна Мария пришли в ужас. Отец отказал Дали во всех финансовых дотациях со своей стороны, а сестра оборвала все творческие отношения с братом. В 1934 г. Гала развелась с Элюаром, который по-прежнему продолжал ее любить. Однако с Дали Гала расписалась только после смерти Элюара. Очарованный своей женой Дали впоследствии отображал именно ее образ во всех своих произведениях.

В последующие годы Дали стал работать вместе со своей женой, которая, обладавшая, очевидно, хорошей коммерческой хваткой, стала его менеджером. Вместе с ней художник организовал несколько персональных выставок в Нью-Йорке, Барселоне, Лондоне. Работы Дали привлекли внимание Виконта Шарля де Ноайа, который скупил картины художника по высокой цене. На получившие от него деньги Гала и Дали купили себе дом рядом с приморским городком Порт-Льигат.

Во время поездки в Италию в 1937 г. Дали заинтересовался искусством итальянского Возрождения, что повлияло на его творчество. Хотя сюжеты и оставались по-прежнему наполненными сюрреалистическим смыслом и фантазиями, художник прибегнул к некоей “традиционализации” стиля, иными словами, в его работе появились черты академизма. Это стало еще одним поводом для противоречий с художниками-сюрреалистами. В этот период Дали пишет “Метаморфозы Нарцисса”, "Гала-Сальвадор Дали”, "Портрет Фрейда”, “Испания”, “Осенний каннибализм”.


Метаморфозы Нарцисса

С началом Второй мировой войны Сальвадор Дали и Гала уехали в США, где, помимо живописи, он занимался созданием рекламных плакатов, оформлением магазинов, сотрудничал с кинорежиссерами Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, работая вместе с ними над художественном оформлением фильмов. В это же время художник написал свою автобиографию “Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим”. Книга пользовалась огромной популярностью и быстро раскупалась.

К концу 1960-х годов отношения между Галой и Дали были уже не такими близкими и у каждого из них появилась своя личная жизнь. Чтобы выйти из затруднительной ситуации Гала настояла на приобретении отдельного жилища, в ответ на что Дали купил для нее величественный средневековый замок - Замок Пуболь, где она нередко проводила время со своими молодыми любовниками. Дали сам занимался оформлением замка Пуболь. В результате получился музей с расписанными Дали потолками. В саду, окружающем замок, установлены фигуры всемирно известных слонов на комариных ножках.  В глубине сада устроен пруд с фонтаном, который декорирован гипсовыми головами Рихарда Вагнера - любимого композитора Дали. Очевидно, что он вложил в этот замок душу.  В замке был устроен склеп с двумя гробницами: для Дали и Галы. Тело Галы погребено в Пуболе. Дали мог посещать замок только по предварительному письменному уведомлению Гале. Однако, после ее смерти он переехал жить в замок.


Гваделупская Богоматерь

Сальвадор Дали активно работал до семидесяти лет пока его не настигла болезнь Паркинсона и его здоровье сильно ухудшилось. Писать картины становилось все труднее и труднее. Одна из его последних работ, “Петушиные бои”, представляла  собой простые закорючки, в которых угадывались силуэты персонажей. Однако на аукционе его картины продавались за большие суммы, что сделало Дали одним из самых высокооплачиваемых художников. В 1982 г. король Испании Хуан Карлос присвоил художнику титул маркиза. В этом же году в медицинской клинике умерла Гала. Смерть жены Дали переносил крайне тяжело - он отказывался писать картины, в его поведении появилась сильная агрессия, а речь сменилась на мычание. Порой он мог долго сидеть молча перед закрытыми ставнями и просто смотреть в пространство. Уход жены буквально оторвал Сальвадора Дали от реальности. После ее смерти он стал жить в замке Пуболь. Еще одним ударом для него стал сильный пожар в замке. Парализованный художник звонил в колокольчик, однако не смог дозваться никого на помощь. Через силу он свалился с кровати чтобы попытаться доползти до выхода. И все же, около двери он потерял сознание и в результате получил сильнейшие ожоги.

Дали планировал, чтобы его похоронили рядом с Галой и приготовил для этого место в склепе, расположенном в замке. Однако после пожара Дали покинул Пуболь и решил туда больше никогда не возвращаться. Свои последние годы он прожил в башне Галатеи в Фигерасе рядом с театром-музеем имени себя, который сам же и учредил. Там он написал несколько работ.

Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 г. в возрасте восьмидесяти четырех лет от сердечного приступа. Он пережил Галу на семь лет, ставшими для него настоящей мукой. Его желание быть похороненным так, чтобы по его могиле могли ходить люди было исполнено, и тело художника замуровали в пол в одной из комнат театра-музея имени Сальвадора Дали. Все свои работы Дали завещал Испании.


Послесловие

Сальвадор Дали - гениальный художник и уникальный человек. Его эксцентричность, мощная харизма и твердый характер были способны одновременно оттолкнуть и притянуть к себе аудиторию. Невозможно отнестись к его творчеству без эмоций. Сюрреализм, как и его представители, существует по сей день и стремительно развивается. И все же сложно не согласится, что сюрреализм Сальвадора Дали - это нечто исключительное и неповторимое, большее, как и сам художник, влекущее и непостижимое, как Вселенная. Его Вселенная - “Вселенная Дали”.

Анна Никольская

Опубликовано 14.02.2021