Тадж Махал - песнь вечной любви

Тадж Махал - одно из самых красивых и посещаемых мест в мире.

Тадж Махал - песнь вечной любви

Тадж Махал - одно из самых красивых и посещаемых мест в мире. Его великолепие восхищает самых строгих критиков, а история любви, живущая в стенах этого храма, трогает до глубины сердца. Что же руководило создателем такой красоты - отменное чувство вкуса и стиля или сердце, переполненное любовью?  Перед вами статья, раскрывающая увлекательную историю, хранящуюся в стенах прекрасного мавзолея.

Эта история разворачивается в городе Агра, в Индии, а в центре сюжета находятся Шах-Джахан “правитель мира”, до 1628 года носивший имя Хурам, и его любимая супруга, индианка с армянскими корнями, Арджуманд Бано Бегум. Существует ни одна версия того, как они встретились. Одна из легенд повествует о том, что принц Хурам познакомился с Арджуманд на базаре, где девятнадцатилетняя красавица торговала деревянными бусами. Наследник престола был настолько очарован взглядом бедной торговки, что твердо решил на ней жениться. Однако существует обратная версия, будто Арджуманд Бано Бегум была вовсе не бедной торговкой, а девушкой благородных кровей, дочерью великого визиря Абдул Хасана Асаф-хана. Следующая версия рассказывает о необычной встрече пятнадцатилетнего принца Хурама с юной Арджуманд, произошедшей когда он сидел на террасе дворца и наблюдал за своей сестрой Гюли. По легенде, Арджуманд заслонила собой Гюли от огромного пса, который прибежал в беседку, где играла принцесса. Гюли весело отреагировала на ситуацию, в то время, как перепуганная Арджуманд заплакала, спрятав лицо в плече подбежавшего к девушкам принца Хурама. После этого события он не переставал думать о прекрасной подруге сестры и искал любой возможности пообщаться с красавицей. В 1612 году состоялась свадьба Арджуманд Бано Бегум и принца Хурама. Она стала второй и самой любимой женой принца.

В 17 веке в Агре проповедовали Ислам, который допускал многоженство жен, и правители имели гаремы. Однако с остальными женами Шах-Джахан проводил времени не больше, чем приписывал Коран, отдавая предпочтение любимой Арджуманд. Красавицу прозвали “бриллиантом в короне”. Сам же Шах-Джахан настолько восхищался красотой своей жены, что называл ее Лалой “алая капля рубина”. В историю она вошла под именем Мумтаз Махал, что означает “украшение дворца”. Это имя ей дал шах Джангир, ее будущий свекор. Для Шах-Джахана Арджуманд стала не только женой, но верным другом и советником, единственной из его жен, сопровождавшей его в военных походах, а также хранительницей государственной печати. Согласно истории, присутствие Арджуманд было обязательно на всех важных мероприятиях. Если по какой-либо причине она не могла присутствовать, мероприятие откладывалось.

За восемнадцать лет счастливой жизни с Шах-Джаханом Арджуманд подарила ему тринадцать детей. Однако тяжелые роды четырнадцатого ребенка она не смогла пережить. Раздавленный горем из-за кончины своей возлюбленной жены Шах-Джахан велел построить в ее честь мавзолей, Тадж Махал. Позднее величественный храм был причислен к числу Чудес света.

Изначально мавзолей планировали построить в Бурханпуре - городе, в котором умерла Арджуманд. Однако при планировании строительства оказалось невозможным доставить туда необходимое количество белого мрамора. Вследствие этого, было принято решение построить Тадж Махал в Агре. Строительство восхитительного Тадж Махала приходится примерно на 1630-1652 года - более двадцати лет титанического труда и непередаваемой выносливости. К его созданию привлекли двадцать две тысячи мастеров из Персии, Средней Азии и Ближнего Востока. Для перемещения строительных материалов был приставлен специальный пандус длиной в пятнадцать километров. В строительство храма были вовлечены не только искусные мастера, но и широко использовался труд животных. По пандусу в специальных повозках тягали мраморные блоки тридцать быков, а более тысячи слонов привозили строительные материалы из Великой Моголии. (Тимуридское государство на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, юго-восточного Афганистана).

На постройку самого здания Тадж Махала ушло около двенадцати лет, и десять лет потребовалось чтобы построить остальные части мавзолея. Сегодня Тадж Махал считается идеальным образцом могольского архитектурного стиля, что представляет собой смесь индийского, арабского и персидского стилей. Мавзолей получил известность как “жемчужина мусульманской архитектуры в Индии”. Мраморная платформа, на которой возведен Храм, создает иллюзию как будто он парит над долиной реки словно небесный дворец. Основная ось симметрии ансамбля комплекса направлена от ворот к усыпальнице, с севера на юг. Линии, образованные крестообразно расположенными каналами символизируют четыре райские реки, украшенные кипарисами и фонтанами, а пересекаются они в небольшом бассейне из белого мрамора. К входу в храм ведет дорога из камня, окружающая канал. Внутри мавзолея находятся две гробницы, в которых покоятся Шах-Джахан и Арджуманд Бану Бегум. Эти гробницы находятся в земле под кенотафами. Их окружают ажурные решетки, сделанные из мрамора. До разграбления Тадж Махала один из цветков на кенотафе Арджуманд был украшен тридцатью пятью различными драгоценными камнями, включая привезенный с Урала малахит. Потолок усыпальницы отделан прекрасными цветочными узорами, купол в главном зале украшен  украшен в виде солнца, а пол декорирован геометрическими рисунками. Каменная инкрустация является одним из самых зрелищных элементов декора. Каждая деталь цветков мастерски разработана до мелочей, аккуратно и точно выгравирована каждая точка из священного Корана.

Дополнением к самому великолепию храма служат расположенные со всех его сторон водоемы, в которых, при определенном ракурсе, он полностью отражается. Необыкновенной красоты сад Тадж Махала представляет собой “земной рай”. Первоначальный образ сада был построен в персидском стиле и включал в себя большое разнообразие растительности, включая изысканные сорта нарциссов, роз, лилий, ирисов, плодовых деревьев и кустарников. В центре сада расположен приподнятый мраморный бассейн Аль Каусар, олицетворяющий райский источник. От него в четыре стороны света расходятся каналы, которые разделяют сад на четыре равные части, которые символизируют четыре стихии. Такое обустройство связано с мусульманской легендой, которая гласит, что Аллах создал мир за четыре дня и существуют четыре точки, четыре основные стихии - земля, вода, огонь и воздух.  Растущие в саду фруктовые деревья и кипарисы являются символом бессмертия и возрождения. Очень важную роль в архитектуре сада и усыпальницы играет орнамент, включающий в себя все элементы художественной культуры ислама, статику и движение, рационализм и фантазию. Изначально в дизайн сада была включена священная река Ямуна, как одна из рек Рая.

Каждая часть комплекса представляет собой непревзойденное произведение искусства. Минареты Тадж Махала отделаны позолотой. Арки главных ворот храма похожи на сводчатые проходы усыпальницы и декорированы по ее подобию. Первоначально ворота были сделаны из серебра и назывались “воротами в Рай”. Также, в состав комплекса входят дополнительные мавзолеи для остальных жен Шах-Джахана и мавзолей для самого любимого слуги его жены. Комплекс окружен с трех сторон зубчатыми стенами, сделанными из красного песчаника. Вдобавок, весьма примечательна постройка четырех башен-минаретов, чуть наклоненных в сторону на случай землетрясения. На этих башнях можно наблюдать запечатленные арабской вязью стихи из Корана.

Помимо архитектурного великолепия Тадж Махал завораживает своей способностью менять цвет в зависимости света и времени суток. В лучах утреннего солнца мавзолей предстает в нежных розоватых оттенках, на вечерней заре он становится молочно-белым, а при лунном свете храм кажется золотистым.

И все же не удалось сохранить Тадж Махал в его изначальном виде. Мавзолей разгромили в конце 19 века, когда в Индии разразилось гражданское восстание. Много драгоценных материалов, золота и серебра было украдено английскими колонистами. К 1908 году под предводительством лорда Джорджа Натаниэля Керзона здание храма было реконструировано. Однако без изменений не обошлось - сад Тадж Махала был переделан под английский стиль, на место украденного серебра поставили медь, вместо золота - бронзу. Из состава декора усыпальницы ушли такие элементы, как полная драгоценностей чаша, стоявшая раньше на могиле Арджуманд, восхитительные персидские ковры, серебряные дверные проемы, великолепные нависающие люстры. Во время последующих войн, проходивших в 1942, 1965 и 1971 годах, Тадж Махал был защищен строительными лесами, которые уберегли здание от нанесения ущерба.

Сейчас прекрасный Тадж Махал, ставший одним из 7 чудес света, посещают около семнадцати тысяч посетителей каждый день, восемь миллионов человек в год. Чтобы попасть внутрь прекрасного здания, туристы снимают обувь или же надевают одноразовые бахилы. Раньше можно было даже подняться на самый верх и насладиться потрясающим видом, простирающимся вокруг мавзолея, однако проход наверх пришлось закрыть.
На сегодняшний день Тадж Махал считается не просто великолепием архитектурного искусства и одним из семи чудес света, но и памятником поистине сказочной истории любви, беспрецедентного труда и высочайшего мастерства. Этот парящий в воздухе мавзолей, как крик из глубин души о верности, истинных ценностях и вечной любви.

Анна Никольская

Опубликовано 07.02.2021