Через тернии к звёздам: Майя Плисецкая

Советская и российская балерина Майя Плисецкая - одна из величайших балерин XX века.

Известные люди в период СССР часто испытывали трудности, связанные с доверием власти. Люди искусства, инфлюенсеры своего времени стояли первые в списке «ненадёжных» личностей. Но если писателей и поэтов легко представить в этой роли, то народную любимицу балерину Майю Плисецкую – с трудом.

Майя родилась в Москве 20 ноября 1925 года в семье дипломата Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер. Задатки к танцам у неё, как положено, появились рано. Когда её отца Михаила назначили консулом СССР и начальником угольных шахт «Арктикуголь», семье пришлось переехать в Баренцбург. Семилетняя Майя тогда впервые участвовала в любительской балетной постановке «Русалочка» Александра Драгомыжского. По воспоминанием балерины, несмотря на то, что роль её была совсем крошечная, она отыграла её блестяще и на всю жизнь запомнила своё первое выступление перед настоящей публикой.

Из-за работы отца семья часто переезжала, но это не помешало родителям отдать дочку в Московское хореографическое училище. Там она занималась в период отцовских отпусков, её учителями были известные солистки Евгения Долинская из Большого театра и позже Елизавета Гердт из Мариинского.

В 1937 году случилось первое столкновение Плисецкой и власти. Её отца Михаила в мае репрессировали (реабилитировали во время хрущёвской оттепели), позже расстреляли. Спустя год, прямо со спектакля в лагерь для жён «изменников родины» забрали её мать Рахиль Мессерер. Чтобы спасти Майю, её удочерила тётя по материнской линии Суламифь, балерина Большого театра.

С матерью она смогла увидеться только в 1939 году. Рахиль зарабатывала на жизнь уроками танцев в казахстанском городе Чимкент, куда была сослана. Проводила танцевальные вечера со своими учениками. На одном из таких мероприятий Майя Плисецкая впервые станцевала роль умирающего лебедя. Под аккомпанемент аккордеона, на котором играл один из ссыльных, девушка блестяще исполнила легендарную партию.

В 1941 году Майя выступала на выпускном вечере училища и в зале уже присутствовала освобождённая Рахиль. Казалось, жизнь налаживается, но на следующий день грянула Великая Отечественная война. Семью эвакуировали в Свердловск, современный Екатеринбург, и Майя ещё долго не сможет заниматься балетом. Учителей не было, постановок тоже. Ситуацию исправила тётя Суламифь Мессер прибывшая чуть позже. Она предложила поставить «Лебединое озеро» и так Плисецкая снова встретилась с этой ролью.

После войны в конце 1942 года Майя с матерью вернулась в Москву, сдала на отлично экзамены в танцевальном училище и практически сразу попала в труппу Большого театра. Первые годы она была артисткой кордебалета, не получала главные роли, зарабатывала минимум. Всё изменилось после балета «Шопениана», того самого, который принёс успех и Галине Улановой в своё время.

Танец дался Майе быстро, она с двух репетиций выучила прыжковую мазурку и все оставшиеся силы тратила на совершенствование выступления на сцене. Её старания не остались незамеченными, каждый прыжок сопровождался волной аплодисментов. Уже на следующие «Шопенианы» некоторые зрители приходили смотреть только на неё.

После этого маленького триумфа Плисецкой начали давать сольные роли. От феи в «Спящей красавицы» до Маши в «Щелкунчике», Джульетты «Ромео и Джульетта» и Царь-девицы в «Коньке-Горбуньке». Она выступала на кремлёвском концерте в честь дня рождения Иосифа Сталина 22 декабря 1949 года, а через год получила роль Китри в «Дон Кихоте», что стало одной из знаменательных в её карьере. Но, несмотря на это, денег у балерины всё ещё не велось.

Её утянуло в гастроли, сначала по СССР, потом за границу. В 1953 году труппа Большого Театра гастролировала в Индии, как положено, в сопровождении сотрудников КГБ. Балерина много общалась с иностранцами, удостоилась аудиенции с премьер-министром Джавахарлалом Неру. По возвращении домой, артистке сообщили, что она теперь «невыездная». Это сильно её шокировало и расстроило, дальнейшие туры во Францию, Голландию, Китай и Швейцарию проходили без неё. В попытке исправить своё положение, она писала разным чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но безуспешно. Никто из вождей её слова не услышал.

Оставшись одна в 1958 году, когда вся труппа уехала в Лондон, Майя решила впервые сама поставить «Лебединое озеро». Балерина должна была взять на себя обязанности балетмейстера и хореографа одновременно. Ей это удалось, и билеты на выступление были распроданы очень быстро. Зал был забит до предела. Эту постановку посетили много высокопоставленных чиновников, в том числе председатель КГБ Иван Серов. Позже посмотреть на «невыезную» собрались вожди Николай Булгарин, Михаил Первухин и Никита Хрущёв, кому она отчаянно писала за помощью.

До 1959 года Плисецкая была заперта в СССР. В апреле этого года Хрущёв позволил ей присоединиться к труппе Большого театра на гастроли в США. Знаменитую балерину там встретили с должным почтением. Позже, журналист «The New York Times» добавил в своей рецензии благодарность Никите Сергеевичу, за великолепную Майю.

В творческой жизни Плисецкой находилось место для экспериментов. В 1967 году кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина. Майя строила свои партии не типично, новаторски, не так как все привыкли её видеть. Из-за этого постановку никто не понял, и зал воспринял этот эксперимент в штыки.

«На премьере мы ах как старались! Из кожи лезли. Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения. А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты? Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу? Где красавица-пачка проказливой Китри? Я чувствовала, как зал, словно тонущий флагман, погружался в недоумение...»

Майя Плисецкая, «Я, Майя Плисецкая»

В восьмидесятых артистка много гастролировала по другим странам. Её пригласили работать директором Римского театра оперы и балета в 1983 году. Майя поставила с собственной труппой «Раймонд» и «Щелкунчик», за что получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». Позже она руководила труппой Национального балета Испании и сотрудничала с Королевским театром Мадрида.

Она много учила, но педагогом себя не видела. Ей была близка позиция на сцене, а не за ней.

В отличие от Улановой, Плисецкая встретила своего спутника жизни – композитора Родиона Щедрина. С ним она счастливо жила и творила до конца жизни. Любила дорогую импортную одежду, тратила на неё огромные деньги, так как внимательно следила за своим образом звезды балета.

Помимо балета Майя Плисецкая несколько раз снималась в кино. Зрителю она запомнилась ролью Бетси в фильме Александра Зархи «Анна Каренина» 1967 года. Ознакомьтесь с картиной и встретьтесь лицом к лицу с легендой.

Отношение с Большим театром у балерины ухудшались и достигли пика в конце 1980-х, когда Плисецкую и нескольких других артистов уволили. Это вызвало скандал, но не испортил настрой Майи. Последующий период она называет «годами странствий». Вырвавшись из СССР она объездила с концертами почти весь мир. Она побывала не только в Европе, но и в США и Японии. В Азии балерина стала безумно популярной, публика любила её, она в ответ любила публику.

В 1994 году Майя Плисецкая вместе с мужем Родионом Щедриным получила литовское гражданство, но поселилась в Мюнхене. Там её мало кто знал, потому можно было наслаждаться спокойной размеренной жизнью. Хотя она и писала, что это было непривычно.

Россию однако она не забывала. Часто приезжала в гости, опубликовала автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая», выступала в качестве жюри на разных конкурсах.

Балет остался в её жизни да долгие годы. Она не переставала выступать, несмотря на возраст. В часть своего 70-летия в 1995 году Майя выступила с номером «Аве Майя», поставленный специально для неё французским балетмейстером Морис Бежар.

Майя Плисецкая прожила долгую и насыщенную событиями жизнь. В последние годы жизни Майя проводила мастер-классы и писала воспоминания. Умерла великая балерина 2 мая 2015 года, не дожив до своего 90-летия. Последнее пожелание в завещании Майи было довольно романтичным. Она пожелала, чтобы её прах соединили с прахом её любимого мужа и развеяли над Россией.

Награды Майи Плисецкой:

Ленинская премия (1964) — за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ.
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа (1977).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991).
Орден Барборы Радвилайте (Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (по другим источникам — Орден Льва Финляндии) (1968).
Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990).
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005).
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия принцессы Астурийской (2005, Испания).
Международная Императорская премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008) и т.д.

Кристина Катышева

Опубликовано 06.01.2021