Назад

Образование | Увидел

Отверженный. Николай Константинович Рерих

Николай Рерих - художник, философ, археолог и самый продуктивный человек в мире.

«Лучи просвечивали через земную атмосферу. Горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма, как на полотнах художника Николая Рериха», писал в бортовом журнале Юрий Гагарин, во время первого полёта в космос.

Мы можем с полной уверенностью сказать, что в космосе Рерих не был и не имел в принципе такой возможности, однако никто не может ручаться за то, что космос не был в нём. Наш герой многогранная, интереснейшая личность Российской Империи. Философ, археолог, путешественник, писатель, сценограф, общественный деятель и, в первую очередь, художник - Николай Константинович Рерих.

Родился он в 1874 году в Санкт-Петербурге. Финансовых тягот семья не испытывала, так как глава семейства, отец Николая - Константин Фёдорович был известным в городе нотариусом, а мать – Мария Васильевна происходила из купеческой семьи. Он поступил в престижную гимназию и получил хорошее начальное образование.

Особый восторг у мальчика вызывали поездки в семейное загородное поместье Извара в Петербуржской области. Маленький Николай изучал окрестности, собирал гербарий, наблюдал за местными птицами и уже тогда совершал свои первые раскопки. Это место завораживало его своей историей, он углубился в эпос и былины изварской земли, которые рассказывали местные жители. Именно эти сюжеты стали его первым вдохновением, отразившись в первых картинах Николая. Его художественные способности заметил друг семьи скульптор Михаил Микешин и стал первым наставником мальчика.

Несмотря на талант сына Константин Фёдорович настаивал на том, чтобы Николай продолжил семейное дело и стал юристом. Возмущаться он не стал, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но параллельно также сдал экзамены в Имперскую Академию художеств.

Его окружала команда из блестящих учителей и звёздная компания в приятелях, Илья Репин и Николай Римский-Корсаков. Наставником Рериха был сам Архип Куинджи, мастер пейзажной живописи. Куинджи учил Рериха тому, что в живописи должна присутствовать духовность, она должна подчиняться композиции и технике.

Вдохновение Николай черпал, как и прежде, из истории Древней Руси. Уже тогда он подавался в философские размышления о миссии России, а чтобы заглянуть в будущее, нужно изучить прошлое. Потому основным интересом Рериха всегда была история, её отражение на полотне времени.

Его выпускную работу «Гонец» высоко оценили в академии, настолько, что отправили молодого человека к живому классику, к самому Толстому. В художники Рериха посвящал писатель земли русской.

«Пусть ваш гонец высоко руль держит. Тогда доплывёт», сказал Лев Николаевич, когда посмотрел на картину.

С каждым годом интерес в истории России у Николая Константиновича только усиливался. Детское увлечение археологией не забылось, в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки по всей стране, попутно погружаясь в фольклор каждой посещённой губернии. В 1903 году началось большое путешествие художника по России, включавшее в себя более 40 городов. Он вёл раскопки, восстанавливал древние храмы, создавая эскизы для мозаик.

Во время поездки Рерих породил целую коллекцию полотен – «Начало Руси, славяне». Яркими цветами отражались там красочные фантазии Николая об их древних предках. Он вообще питал странную слабость к временам некрещёной Руси, хотел быть как можно ближе к этой эпохе. Даже придумал, поверил и заставлял верить в легенду о древнем происхождении своего рода, связанного с Рюриковичами. Напрямую это не произносилось, но Николай очевидно намекал на это. Хотя, по данным исследователей, Рерих не имел дворянских корней.

С этим связана занятная история. Однажды, в поместье князя Путятина, чей род действительно вёлся от Рюриковичей, Рерих встретился с девушкой, которая позже оставила в своём дневнике следующие строки:
«Он расположил к себе тем, что тонко и дипломатично завёл разговор о древности своей фамилии, а вся семья князя Путятина увлекалась древними родословными».
Это была Елена Ивановна Шапошникова, будущая жена и идейная соратница Рериха. Их союз продержится до конца жизни художника, породит новое философское движение, университет в США, путешествие в Индию и не только.

А пока Рерих мечтает популяризировать историю в московских гостиных. Он работает редактором в издании «Старые годы», в толстом журнале «История русского искусства» и «Русская икона» под редакцией Игоря Грабаря Николай успешно занимается всем, что ему нравится; проводит раскопки, рисует, восстанавливает древние храмы. Позже Рерих заинтересуется декораторством и блестяще проявит себя, оформляя оперные, балетные и драматические сцены.

Рерих обрастает знакомствами, поддерживает связь со многими деятелями культуры того времени. С 1910 года даже возглавлял художественное объединение «Мир искусства» основанное художником и критиком Александром Бенуа и театральным деятелем Сергеем Дягилевым.

Наравне с древнерусскими мотивами в картинах, у Николая Константиновича внезапно появляется тематика востока. Его затягивает в восточную философию, он пишет очерки о Японии и Индии, создаёт полотна с сюжетами индийского фольклора «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Манту».


Граница царства

Его новаторская техника письма привлекает всеобщее внимание. Николай Константинович умело соединял техники реализма и символизма, однако вскоре он перестал обращать на это внимание, перешёл к темперной, экспериментируя со светом и цветом. Интерес к его картинам возникал не только на Родине, но и за рубежом, только в период с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и множество журналов, посвящённых Рериху.

Революция разлучила Николая и Россию. В 1916 году по рекомендации врачей он переезжает в Финляндию. 1917 год, через месяц после Февральской революции она закрывает границу с Россией и семья Рерихов оказывается за порогом своей родины.

Отчаиваться Николай Константинович не стал. В 1918 - 1919 годах Рерих проводит несколько крупных выставок своих картин в Швеции, в этом же году его избирают членом Художественного общества Финляндии, и получает разные награды. Они с семьёй приезжают в Лондон, где как раз гастролирует старый товарищ Сергей Дягилев. Театральный деятель просит Николая оформить лондонскую сцену для «Русских сезонов», поразивших Европу наповал. Тем временем, как иностранцы проникаются модой ко всему русскому, Рерихи интересуются востоком и азией. Вскоре в Лондоне Николай Константинович и Елена Ивановна встречаются с Теософским обществом и вступают в его английское отделение.

Совершенно внезапно в 1920 году с Рерихом связывается директор Чикагского института искусств с предложением организовать творчеству художника масштабное турне по городам США. Семейство покидает Европу, и на три года остаётся в Америке. Он плодотворно работает, пишет холсты, создаёт декорации для оперы и театра, читает лекции об искусстве, и конечно же ездит с выставками по материку. Америка влюбилась в Рериха.

В 1922 году Николай Константинович знакомится с нью-йоркским брокером Луисом Л. Хоршем. Он и его жена попали под сильное влияние Рерихов, в итоге став щедрыми меценатами. В честь своего уважаемого приятеля Хорш в 1925 году запланировал стройку Master Building, что в переводе на русский - «здание мастера». Проект представлял собой 29-этажный небоскрёб арт-деко, в котором помещались Музей творчества Рериха, Институт объединённых искусств Мастера и апарт-отель на верхних этажах. Уже в 1929 году Мастер Билдинг официально открылся, став огромным памятником Рериху от горячего почитателя.

Хорш также спонсировал все экспедиции Николая на восток, где он насыщался новой незнакомой культурой и всё сильнее её впитывал. Стоит отметить, что на протяжении всех путешествий Рерих не переставал творить. За всю свою жизнь, начиная с юношества, он создал около 7000 картин, большинство из которых хранятся в известнейших музеях мира. Также Рерих оставил после себя 30 томов литературных произведений, два из которых стихотворные. Что сказать, в продуктивности Рериху не было равных. Мы говорим о человека, который несмотря на насыщенную творческую, семейную, исследовательскую и политическую жизнь, не забывал следить за состоянием своего ума и души. Настолько, что даже создал своё собственное философское движение «Живая этика» или «Агни-йога» вместе со своей женой.

Николай сильно повлиял на мировое искусство. В 1928 году он занимался самым масштабным проектом своей своей жизни – разработка Договора о защите культурных ценностей. Именовался он «Пакт Рериха» и должен был стать первым международным защитительным актом относительно культурных ценностей, подписанным до второй мировой войны. 15 апреля 1935 году в Белом Доме в Вашингтоне пакт был принят. За него Рерих должен был получить Нобелевскую премию мира, однако этого не произошло. Причиной стала публикация журналиста Джона Пауэла в газете «Чикаго Трибьюн», о деятельности Рериха в его Маньчжурской экспедиции. Там сообщалось о военных приготовлениях у границ Монголии, на которых повлиял, в том числе Рерих. Американским меценатам, которые были почитателями и друзьями Рериха не понравилась его через чур радикальная политическая повестка на востоке. Из-за этого постепенно мосты с Рерихом сжигали, его репутация в США испортилась, Пакт поспешили отменить, однако не забыли.

В 1954 года он лёг в основу Гаагской мировой конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Они обозначали неприкосновенность достопримечательностей и архитектуры во время войны. Николай собственноручно канонизировал свой пакт и его присутствие можно найти на полотнах. Картина «Мадонна-Орифламма» полностью посвящена ему.


Триптих Николая Рериха Мадонна-Орифламма

Рерихи перебрались в Индию с 1935 года. У Николая начался самый плодотворный период в жизни. Более двух тысяч картин было нарисовано за 12 лет, написано много литературы, помимо этого Рерих зачастую летал в Америку для проведения выставок. Мир всё ещё, несмотря на проступки, почитал Рериха... Весь, кроме России.

На родину, горячо любивший свою землю патриот, больше не вернулся. Он предпринимал попытки достучаться до советских властей, писал письма в наркомат иностранных дел с горячим желанием принести свои познания и творчество в пределы Родины. С той стороны двери молчали.

Даже когда нарком НКИД СССР Максим Литвинов догладывал Сталину о стремлении Рерихов вернуться домой, и дал ему хорошие характеристики, вождь приказал не отвечать. Последнее письмо с просьбой Рериха позволить ему вернуться на родину было написано в 1947 году – за несколько дней до его смерти.

Рерих был действительно большим человеком искусства, оставил после себя величественное наследие.


Гималаи

По всему миру выставляются его картины, его знаменитый пакт оказал влияние на сохранение художественной и архитектурной ценности во время войны, когда уничтожается под чистую целые культуры. Человек горячо любивший своё дело, преуспевший во всём, чем занимался. Он является примером для подражания и вдохновлять людей и по сей день, стоит только углубиться в его работы, от картин, до книг.

Екатерина Катышева

Опубликовано 05.01.2021