Назад

Эволюция кинематографа: первая веха

Кинематограф возник в начале 19 века в результате ряда технологических открытий.

Кинематограф (от греч.  — движение и  — писать, изображать) в том виде, в каком мы его знаем сегодня, возник в начале 19 века в результате ряда технологических открытий. Продукт научных усилий превратился в средство массового развлечения, а сегодня это уже индустрия с многомиллиардным оборотом.

Далеким предком кино считают камеру обскура (5 век до н.э.), представляющую собой темную комнату с маленьким отверстием в одной стене. Лучи света, проходя сквозь отверстия создают на противоположной стене комнаты перевернутое изображение объекта, которое они освещают. Впоследствии камеру обскура использовали для астрономических наблюдений.

В конце 19 века в Америке люди выстраивались в очередь, чтобы посмотреть на это чудесное творение. Даже в 1988 году камера обскура удивляла зрителей. Когда преподаватель фотографии в Бостонском колледже Абелардо Морелл показал своим студентам перевернутое изображение Хантингтон-авеню, очевидцы отмечали, что похоже это было на то, как стена оживает, превращаясь в киноэкран.

В 1877 году английский фотограф Мейбридж провел первый в истории опыт хронофотографии. Поводом для эксперимента стал спор на 25000 долларов между губернатором Калифорнии и двумя любителями скачек. Предметом пари был вопрос: отрывает ли лошадь все 4 ноги во время галопа. К 12 кабинам с фотоаппаратами были притянуты нити, лошадь по время бега обрывала их, приводя в действие фотоаппараты, которые фиксировали каждое движение лошади. В результате можно было посмотреть серию движущихся фотографий с помощью специального изобретения Мейбриджа.

В 1877 году, когда американец Томас Эдисон изобрел фонограф, прибор для записи и воспроизведения звука, началась эра прорывов в области кино. В 1891 году компания Эдисона также успешно продемонстрировала прототип кинетоскопа, который позволял только просматривать движущиеся изображения, однако, наблюдать это мог только один человек. Первая публичная демонстрация кинетоскопа состоялась в 1894 году в Москве ученым Иосифом Андреевичем Тимченко, который модернизировал изобретение с помощью собственного механизма. Публике были показаны 3-х секундные фильмы, которым выпала честь стать первыми фильмами в истории Российской Империи. К сожалению, российское государство не было готово финансировать механизм Тимченко, поэтому центр развития киноискусства переносится в Европу.

В 1894 году Братья Люмьер по просьбе своего отца, удивленного изобретениями Эдисона, приступают к разработке механизма, способного проецировать изображение для большой аудитории. Уже 28 декабря 1895 года в Париже, создав устройство (синематограф), объединяющее все прошлые изобретения, Братья Люмьер впервые стали продавать билеты в кино для широкой аудитории. Этот день заслуженно считается днем рождения кино. Первым в истории фильмом, который увидела публика стал «Выход рабочих с фабрики». Легендарный фильм «Прибытие поезда» был снят годом позже, и с его показа, вопреки общепринятому мнению, зрители не разбегались, боясь, что их раздавит поезд. Первые в истории кинематографа фильмы бесспорно произвели восторг на зрителей.

Сначала фильмы были очень короткими (несколько минут или даже меньше). Их показывали на выставочных площадях, в мьюзик-холлах или в любом другом месте, где можно было установить экран. Сцены включали в себя показ различных мероприятий, картинки зарубежных стран, короткие комедии и трансляции интересных событий. В то время на первый план выходило само изображение, актеры и сюжеты не играли столь важной роли.

В 1895 году Эдисон, не оставляя попыток сделать прорыв в киноиндустрии, создает первый цветной фильм «Танец Лои Фуллер». Сама Лои не снималась в фильме, она была обычной танцовщицей, ее роль исполнила ее бродвейская коллега Аннабела Мур. Раскраску фильма производили вручную, это была ёмкая и кропотливая работа, требующая терпения и навыков. Лента получила коммерческий успех.

В 1896 году французский оператор Камилл Сёрф запечатлел в России ценные для истории кадры – коронация Николая 2 и Императрицы Александры Федоровны.

В 1902 году отец спецэффектов Жорш Мельес снимает «Путешествие на Луну», комедийную пародию на сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». В 1903 году американский первопроходец Эдвин Портер снимает «Большое ограбление поезда», в котором в конце грабитель будто стреляет в зрителя из своего револьвера, разрушая еще одну стену между зрителем и экраном. Показ фильмов в то время сопровождался музыкальным сопровождением, а в дорогих просмотровых залах играли симфонические оркестры.

С 1906 года цветные фильмы создавались с помощью британской технологии Kinemacolor, впервые представленной публике в 1909 году. Kinemacolor в основном использовался для документальных фильмов, таких как эпопея «С нашим королем и королевой через Индию» (также известная как «Дели Дурбар») 1912 года, которая длилась в общей сложности более 2 часов. Началась эра цветного кино.

Долгое время зарубежные киноиндустрии удерживали монополию на производство техники и больших картин, российская отрасль нуждалась в гениальных картинах, чтобы бороться с конкуренцией. Таким шедевром стал первый короткометражный художественный фильм Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который увидела публика в 1908 году. Про эту картину выходило множество критических статей, но это было настоящим прорывом и показателем того, что впереди российскую киноиндустрию ждет большой успех.

Большую главу в истории кинематографа занимает эра немого кино, до сих пор остались поклонники этого жанра. Работа актеров «великого немого» ценится до сих пор за их способность передавать необъятную гамму чувств без спецэффектов и диалогов. Из-за сложности передачи замысла без слов сюжеты по началу были самыми примитивными. «Герои ... гнались друг за другом, падали в речку или в грязную лужу, героя обливали водой при проходах его по улицам и садам» писал Луи Форестье, известный кинооператор. Первым шагом в развитии киноязыка стало появление интертитров, текстовых пояснений к сюжету. С развитием техники монтажа, глубины сюжета и повышением качества игры актеров, немое кино со временем стало привлекать все слои населения, оно перестало быть уделом «ярмарочных балаганов». Так, родились шедевры кинематографа, «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна, «Мать» Пудовкина и «Рождение нации» Гриффита.

Актеры немого кино чаще всего приходили в киноиндустрию из театра. В связи с тем, что кино тогда пользовалось большой популярностью, на актеров обрушивалась большая ответственность, неожиданная известность и богатства. Для многих это оказалось не только роскошью, но и тяжким грузом. Так, знаменитая Мэри Пикфорд заканчивает жизнь в одиночестве и депрессии, не справившись со сложностями в личной жизни. Чарли Чаплин привлек внимание ФБР, подозреваясь в связи с коммунистами, за что ему был запрещен въезд в Америку. Вера Холодная умирает от испанки в возрасте 26 лет, что породило ряд слухов, заканчивая тем, что она была расстреляна за шпионаж.

1920-е годы стали площадкой для спора – нужен ли звук в кино? Многие действительно были против, в том числе великий актер немого кино Чарли Чаплин. Знаменитый образ Маленького Бродяги был создан Чарли на основе собственных воспоминаний, когда он жил в бедноте и продавал газеты, пропуская уроки.

Антагонисты звука в кино считали, что с его приходом из-за языкового барьера снизится популярность картин за рубежом. Российские режиссеры также предостерегали индустрию от излишних звуковых эффектов, чтобы не испортить культуру монтажа. Также многие звезды немого кинематографа попросту не смогли найти себе работу, когда в кино стал важен голос, отсутствие акцента и выразительность речи. Многим пришлось уйти со сцены, кто-то не справился с горем и умер в одиночестве, другие же освоили требуемые навыки.

Первые попытки добавить синхронизированный звук к проецируемым изображениям были связаны с использованием фонографических цилиндров или дисков. В первом полнометражном фильме, включающем синхронизированный диалог («Певец джаза» (США, 1927)) использовалась система Vitaphone компании Warner Brothers. В этой картине главным актером была произнесена историческая фраза: «Подождите минутку, вы еще ничего не слышали». Публика была в восторге, одарив фильм громовыми аплодисментами.

К 1914 году было создано несколько национальных киноиндустрий. В то время главными представителями отрасли были Европа, Россия и Скандинавия; Америка не занимала доминирующих позиций. Фильмы тогда стали длиннее, повествование вышло на передний план.

По мере того, как все больше людей платили за просмотр фильмов, представители киноиндустрии вкладывали больше денег в создание фильмов, распространение и показ, развитие больших студий и строительство специальных кинотеатров. Первая мировая война сильно повлияла на киноиндустрию в Европе, поэтому Америка в то время начала занимать ведущее позиции в этой отрасли.

К началу 1930-х годов почти все полнометражные фильмы включали в себя синхронизированный звук. Появление звука обеспечило доминирующую роль американской индустрии и положило начало так называемому «Золотому веку Голливуда».

В СССР в 1930 году выходят первые звуковые документальные фильмы: «План великих работ», «Симфония Донбасса». В 1931 году впервые сняли советский полнометражный звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь».

Так заканчивается первая веха в истории развития кинематографа. В этот период индустрия прошла большой путь, от зарождения и развития до полноценного расцвета. Уже тогда было понятно, что кино ждет большой успех, влияние будет только расти, а технологии совершенствоваться.

Елизавета Буренина

Опубликовано 07.01.2021