Назад

Через тернии к звёздам: Галина Уланова

До сих пор сильна память о великой советской балерине Галине Улановой.

Период СССР – довольно спорный в нашей истории. Кто-то вспоминает «вкуснейшее» мороженое по три копейки, кто-то своих репрессированных предков. Однако даже в такое время российское искусство прорывалось на мировую арену. До сих пор сильна память о великих балеринах Галине Улановой и Майи Плисецкой. Они стали музами целого поколения, признанные мастера своего дела, воплощение искусства танца. Но так ли легка была их судьба? В этом материале затронем жизнь первой легендарной балерины.

Будущая звезда русского балета родилась 26 декабря 1909 года в Санкт-Петербурге. Её родители были артистами балета Мариинского театра, потому судьба у девочки была предрешена. Балетом она начала заниматься, как положено, рано. В возрасте девяти лет Галину отправили балетное училище, по большей степени из-за материальных трудностей в семье. Это был интернат на государственном содержании, потому родители были уверены в комфорте своей дочери.

Самой Галине, как скромной домашней девочке, не очень нравилось в интернате. Она несколько раз пыталась сбежать, из-за чего мать посещала её почти каждый день. Тогда впервые будущая балерина столкнулась со словом «должна», которое до конца жизни будет её кредо.

Балет маленькая Галина не любила. Мечтала стать моряком, часто играла с мальчиками, а любимой игрушкой был парусник. Но судьба расставила всё по своим местам.

Первыми преподавателями Улановой были Мария Романова, её мать, а после Агриппина Ваганова, народная артистка РСФСР. Блестящих успехов в учёбе Галина не имела, зато ярко показала себя на сцене.

После окончания техникума в 1928 году, состоялся выпускной спектакль и Уланову быстро приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. В этом же году она дебютировала в роли Флорины в «Спящей красавице». Будучи по натуре человеком скромным и зажатым, Галина очень боялась сцены. Из-за этого усиленно тренировалась.

Всё изменила роль Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро». Уланова произвела фурор своим выступлением, и до конца карьеры ассоциировалась с ролью умирающего лебедя.

Популярность балерины распространилась за пределы Ленинграда. В 1935 году Уланова выступала «Лебединое озеро» в Большом театре. Очень скоро она стала любимицей Сталина и четырежды получала Сталинские премии.

Её выступление показывали Риббентропу после подписания договора Молотого-Риббентропа как национальную гордость СССР. На следующий день артистка получила от министра третьего рейха цветы, очень перепугалась и ещё долго не могла прийти в себя.

Несмотря на внезапную популярность, Галина себе не изменяла и вела довольно скромный образ жизни. Ей запомнили как молчаливого человека, полностью в себе. Она была равнодушна к материальным ценностям, спокойно ездила на общественном транспорте и не отличалась высокомерием по отношению к другим.

Во время Второй Мировой Войны Уланову очень берегли. Когда Ленинград оказался в блокаде, её вывезли в Алма-Ату в 1942 году. После перенаправили в Москву, где она прожила остаток жизни. По воспоминаниям самой балерины, решение было принято чуть ли не самим Сталиным, потому отказаться она не могла. Её поселили в пятикомнатную квартиру на Котельнической набережной.

Уланова забирала в себя персонажей, которых танцевала. Придавала им свою уникальность и крепко ассоциировалась в памяти публики с ними. Среди её ролей Джульетта «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, Маша из «Щелкунчика» П.И.Чайковского, Жизель из одноимённого балета А. Адана, Мария из «Бахчисарайского фонтана» Б.В. Астафьев и многие другие.

Вскоре после окончания войны в июле 1945 года, Галина Уланова впервые выступала за рубежом в Вене и начала часто гастролировать. Её слава гремела так громко, что в 1956 году, на гастролях в Лондоне, публика принялась аплодировать ей до того, как встала королева. Скромная и сдержанная балерина оставила после себя непомерное ей наследие. В честь неё был переименован парижский концертный зал «Плейель», в Голландии вывели сорт тюльпанов «Уланова», её изображение чеканили на монетах и печатали на почтовых марках.

Но за всем этим триумфом стояла нелюдимая, спокойная женщина, которая, казалось, совершенно ничего к этому не испытывает. Богатство её не особо интересовало, квартира была обставлена скромно, другой недвижимости она не имела.

Всю жизнь она существовала от слова «должна» до слова «надо» и это принесло ей оглушительный успех. Галина просто делала всё правильно и старалась не разочаровывать. Балет был для неё рутиной. К сожалению, о переживаниях самой артистки мы никогда не узнаем. Незадолго до своей смерти, она начинала писать мемуары, но сожгла рукопись.

Вся её жизнь – это усердный труд. Личная жизнь Улановой очень скудна, замужем она была лишь однажды, детей не имела. Сама балерина сравнивала себя с лошадью, на которой надеты шоры. Закончила спектакль и ушла домой, ни на кого не глядя.

Последним спектаклем Улановой в 1960 году стала «Шопениана», спустя два года она официально прекратила свою карьеру.

Остаток своих дней артистка посвятила педагогике. Она подготовила целый ряд выдающихся балерин и балетмейстеров, не только русских, но и иностранных. Среди её учеников Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва, солисты парижской Оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артисты балетных трупп Японии.

Ученицы Екатерина Максимова и Нина Тимофеева описывали Уланову как сдержанного, но требовательного преподавателя. Она никогда не повышала голос и не раздражалась. После выступления она могла зайти к ученице, похвалить танец, а потом полчаса перечислять недочёты, после чего присутствующие удивлялись, почему преподаватель в начале похвалил работу.

Всё хотели её впечатлить и танцевали не столько для зрителей, сколько для педагога, находящегося в ложе. Но никто её не боялся.

Последние годы жизни Галина провела в одиночестве. Плохо питалась, бродила по своей огромной квартире. Очень переживала из-за того, что больше не может выступать, хотя фигура и пластика движений остались прежними. Единственной радостью для неё стала журналистка Татьяна Агафонова, которую Уланова называла дочерью.

21 марта 1998 года легендарной советской балерины Галины Улановой не стало. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

В квартире Галины открыли музей. Он открыт для посещений, позвольте себе заглянуть в потаённую жизнь мировой легенды балета. В шкафчиках сохранилась одежда известных брендов, в гостиной стоит антикварная мебель, которую Галина перевезла ещё из Санкт-Петербурга. Мягкие кресла Галина использовала дома вместо балетного станка, опираясь на их спинки. В квартире много статуэток балетной тематики, подаренные поклонниками и друзьями. Хоть балерина не увлекалась вещами, подарки она трепетно хранила. Так, в коридоре вы увидите  огромного бутафорского Щелкунчика и старой афишей с автографами всех артистов, который ей подарили на 80-тилетие. Внутри создаётся впечатление, что хозяйка вышла на секунду, так там всё уютно и естественно.

Это прекрасный шанс посетить высотку на Котельнической набережной. Здание, в котором творилась история, где проживали советские чиновники и одна очень скромная легенда.

В завершении, уделим внимание некоторым наградам и премиям Галины Улановой, не только отечественным, но и зарубежным.

Четыре сталинских премии, за достижение в области балетного искусства, за заглавную партию в балете «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Красный мак».
Премия Анны Павловой Парижской Академии танца.
Премии Дж.Виотти и О.Парселли «Жизнь ради танца» (Италия).
Почётное членство Академии искусств ГДР (Германия).
Почётное членство Американской Академии искусств и наук (США).
Почётное членство зарубежных академий: Бразилия, Финляндия, КНР, Венесуэла.

Кристина Катышева

 

Опубликовано 03.01.2021