Назад

Образование | Изучил

А.А. Бахрушин - хранитель истории русского искусства

Отражение русской истории в судьбе знаменитого особняка Бахрушиных.

В 1894 году 29 октября общественный деятель, известный московский промышленник и меценат Алексей Александрович Бахрушин основал государственный центральный театральный музей.

Вот, что писал А.А. Бахрушин о создании музея: "Когда во мне утвердилось, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я счел себя не вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа".

Сегодня в коллекции музея представлены 1,5 миллиона экспонатов, среди которых эскизы декораций и костюмов мастеров сценографии, сценические костюмы великих актёров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, уникальные издания по театральному искусству и многое другое.

В Москве расположено главное здание музея, а также девять филиалов: четыре музея-квартиры, три мемориальных дома, музей-студия и музей-мастерская. В декабре 2014 года филиал музея был открыт в Ульяновске, в «Доме-ателье архитектора Ф.О. Ливчака» - филиале Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», также открытие нового здания музея было в подмосковном Зарайске, на родине семьи Бахрушина.

В 1895 году Алексею Бахрушину достаётся участок земли в Замоскворечье. Именно на нём вскоре был построен одноэтажный дом по проекту московского архитектора Карла Гиппиуса, знаменитого мастера эклектики и модерна. Архитектура дома таит в себе русский шатровый стиль, готику, отражающую тему рыцарства и служения театру, а также отголоски мавританского стиля. Наружная часть дома хорошо сохранилась, за исключением некоторых деталей, однако впечатляющие интерьеры внутренней части дома понесли значительные потери.

На сегодняшний день мы можем увидеть лишь сохранившийся декор вестибюля, который находится за входной дверью. 

Тёмно-коричневый цвет дерева, разнообразные резные элементы, цветные витражи на арочном окне создают впечатление, что гость попал внутрь католического собора.

В вестибюле музея сохранились две старинные витрины, в которых располагаются экспонаты, посвящённые роду Бахрушиных и рассказывающие о времени создания музея, а также о семье коллекционера. Помимо этого, у витрин есть своя тайна: они являются буфетами, которые Бахрушин вскоре сам видоизменил для экспозиции.

Сразу после вестибюля располагается кабинет Алексея Александровича Бахрушина. В нём представлены экспонаты, рассказывающие о музыкальном и драматическом театре. Живопись Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Ильи Репина, Александра Головина, снимки, карикатуры, афиши, театральные бинокли, балетные туфли, а также личные вещи актёров: рукописный текст для роли с личными пометками актёров и многое другое, что тщательно собирал Алексей Бахрушин, но то, что было обесценено его современниками. К своей коллекции А. А. Бахрушин относился ответственно и каждую вещь выбирал и искал сам. Основным источником находок служил Сухаревский рынок. Именно там, в антикварной лавке, среди бесполезных вещей, можно было найти действительно что-то ценное и значимое, к примеру, автограф Ивана Андреевича Крылова.

Кроме этого, стоит отметить сам способ приобретения вещей Алексеем Бахрушиным. Он не был скупым человеком, но если цена желанного товара его не устраивала, то он для вида интересовался тем, что лежит рядом. Торговался за ненужный товар, после чего, с сожалением о неспособности купить, просил хотя бы сделать скидку на тот, что лежит рядом, и который он изначально хотел. Таким образом, вещи доставались коллекционеру с приятной скидкой. Хитрость - было тем качеством, что было присуще Алексею Бахрушину и которое было отмечено даже на его фамильном гербе - изображением чертополоха - символом хитрости.

Сразу после кабинета Алексея Бахрушина следует помещение фамильной библиотеки, на данный момент в нём находится экспозиция, которая посвящена истокам национального театра России, истории его возникновения. Там можно посмотреть на портреты и гравюры первых русских актёров. Далее  экспозиция ведёт в столовую, являющуюся музейным залом, который описывает театр первой половины 19-го века. В следующем зале находится гостиная, которая раскрывает историю театра 19 и 20 веков. После неё идёт Лужнецкий зал дома Бахрушиных, где расположены сразу две выставки: «За кулисами: актёры на фотографиях Саймона Аннанда» и «Фотографируя Шекспира: 150 лет сценической фотосъёмки».

Первая выставка рассказывает посетителю о том, как на протяжении 35 лет Саймон Аннанд делал снимки эмоций актёров до и после спектаклей. Среди снятых фотографом людей были и те, что играли роли в большом кино.

На второй выставке представлены 97 фотографий из постановок шекспировского театра «Глобус», а также кадры из театрального архива Музея Виктории и Альберта.

Театральный музей им. А. А. Бахрушина таит в себе экспозицию, которая придётся по душе каждому любителю театра. В музее проходят многочисленные выставки, а также подробная экскурсионная программа, которая заинтересует не только взрослых, но и детей. В "Афише" музея посетителям предложены встречи с популярными артистами, а также творческие вечера и лекции по истории театра с использованием редких фондовых материалов.

А. А. Бахрушин доказал на деле, что коллекционерами национального и мирового масштаба не рождаются, а становятся. До появления музея Бахрушин был, скорее, любителем, в его увлечении не было ничего особенного: коллекционирование было обычным занятием. Алексей Бахрушин постепенно оттачивал механизмы пополнения коллекции, открывал новые способы получения желанных экспонатов. Он стал постоянным посетителем антикварных лавок и рынков, расширял круг знакомств в мире театра. Благодаря его связям в дар музею было передано множество эксклюзивных предметов. Пополнялась коллекция и благодаря поездкам Бахрушина за границу. Так в круг интересов Алексея Александровича вошёл и зарубежный театр. Кроме этого, коллекционер многое сделал для сохранения театральной культуры. Если бы не его талант, то многие архивы и произведения искусства, являющиеся сейчас украшением коллекции, были бы утрачены. Например, архив семьи Садовских, собрание фарфоровых статуэток-карикатур П. Г. Степанова, часть архива Дирекции императорских театров и многое другое. Огромным талантом А. А. Бахрушина также является то, что он умел не только найти и приобрести ценные вещи, но и то, что он сделал не личную коллекцию, отражающую взгляд её создателя, а всеохватывающее собрание национального значения, которое свидетельствует об истории русского и советского театра. С его противоречиями, нюансами, борьбой «новейших театральных течений» с прошлым. Способность понимать и ценить искусство в разных его видах и проявлениях и не ошибаться в своих оценках Бахрушин сумел развить в себе с впечатляющим успехом.

С уходом из жизни его поколения ушла великая эпоха купеческого собирательства. Коллекционирование, конечно, продолжало существовать, но подобных масштабов достичь было уже нельзя.

После смерти Бахрушина музей остался его наследником, стараясь, подобно своему основателю, бережно сохранять и приумножать коллекцию, которая, несмотря на все повороты истории политической, отражает объективную и всеобъемлющую картину истории театральной России.

Инга Янчук

Опубликовано 28.11.2020