Назад

О поэтах «Золотого века» русской литературы

«Золотой век» русской литературы слишком далёк и изящен, похож на задумчивое кино....

Базовые школьные знания раскрываю понятия «Золотой» и «Серебряный» век российской поэзии. Последнему молодежь уделяет больше внимания, поскольку тот ближе и понятней современному читателю. Классический период слишком далёк, слишком изящен и, на первый взгляд, кажется тривиальным. Однако, если вдаваться в подробности, Золотой век раскрывается с неожиданной стороны.

Если провести понятную для многих аналогию, то «Серебряный век» - это провокационный подростковый сериал, с массой интриг, скандалов, ярких запоминающихся героев, которым хочется подражать. «Золотой век» же больше похож на задумчивое, длинное кино, медлительное, склонное на пафосные размышления о судьбах не просто конкретного человека, но целого народа.

Сериалы любят больше, хотя если правильно подать сюжет кино, то оно сможет увлечь не хуже.

Как пишут в учебниках литературы, поэты XIX в. ставили во главу угла лирического героя, со всем его психологизмом. А самый доступный натурщик для стихотворного творца это, конечно же, он сам. Учитывая, что все они были глубоко интересными личностями, заглядывая в их произведения, мы, по сути, читаем психологическую биографию.

XIX в. в России очень яркий период истории. Дворцовые перевороты, развитие культуры и социального аппарата, максимальное приближение к Европейскому уровню и всё это находит свой отпечаток в творчестве и судьбе отечественных поэтов. В XIX-XX в. быть поэтом значило больше, чем теперь, многие из них по большей степени общественные деятели, журналисты, инфлюенсеры своего времени. А поскольку популярно выражение, что события имеют свойства повторяться, многие их размышления хорошо накладываются на наше время. 

Гнёт царской семьи и её равнодушие к советам просвещенной интеллигенции, приводит к возникновению дискуссий и оппозиционного движения. С этим усилилась цензура, которая всегда особенно остро воспринимается творцами.

Даже сам «наше всё», Александр Сергеевич Пушкин, никогда не покидал оппозиции. Он не был в рядах декабристов, но со многими горячо дружил и сильно переживал, когда узнал об арестах. Большую часть своей жизни он провёл в селе Михайловском под надзором местных властей и был ограничен в участии общественной жизни страны. Стихотворение «Во глубине сибирских руд» посвящено ссыльным декабристам, Александр Сергеевич глубоко им сочувствует и воодушевляет на будущие свершения», а стих «Арион» буквально описывает положение Пушкина в рядах оппозиции. Там перечисляется команда корабля и отдельно выделяется сам герой автора – «таинственный певец». В последствии, все кроме него гибнут, а он, полный отчаяния «на берег выброшен грозою» и продолжает петь гимны своим товарищам.

Произведения Александра Сергеевича овладевают вниманием и за рубежом. Ещё при жизни Пушкин был популярен в Англии, Франции и Германии, и внезапная смерть поэта шокировала иностранных поклонников. Главный роман поэта «Евгений Онегин» можно встретить в книжных магазинах по всей Европе, однако специалисты утверждают, что удачного перевода до сих пор нет. Потому иностранным пушкинистам приходится познавать глубины души Александра Сергеевича преимущественно на русском языке.

Большинство иностранных зрителей воспринимают произведения Пушкина на сцене. Российские композиторы переводили сюжеты поэта в музыку и делали их знаковыми в своей карьере. По Пушкину было создано 20 опер и более 10 балетов, среди которых «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие Петра Ильича Чайковского и огромное количество сказок поставленные Н.А. Римским- Корсаковым.

Стоит ознакомиться с этими произведениями самостоятельно, чтобы в полной мере познать синергию талантов.

Удивительно, что в школе учат стихотворение Пушкина «К Чаадаеву», но никто не рассказывает историю создания произведения. Пётр Яковлевич Чаадаев был первый, кто осмелился открыто осуждать власть в своих «Философских заметках», за что Чаадаева назвали сумасшедшим и выслали из страны. Это повергло в шок всю интеллигенцию, и вдохновило Пушкина на создание поддерживающего стихотворения. Оно пропитано искренним патриотизмом: любовью к своей стране, но ненависти к власти. «Мы ждём с томленьем упованья, минуты вольности святой», «Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» - героев ограничивают, душат, но он всё ещё обожают свою отчизну. В этом были все поэты XIX века.

Похожим настроением окутано и стихотворение Михаила Лермонтова «Родина». Лирический герой признаёт, что любит отчизну «странною любовью», как бы его рассудок и история не пытались его убедить в обратном, он всё равно с нежностью вспоминает деревенский русский пейзаж.

Смерть Пушкина глубоко потрясла Михаила Юрьевича Лермонтова, в результате чего поэтом было создано стихотворение «На смерть Пушкина».  Сначала стихотворение было написано поэтом без последних 16 заключительных строк.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Лермонтов добавил строки, когда узнал, что в аристократическом обществе есть те, кто оправдывал убийцу А.С. Пушкина. В результате Лермонтова арестовали и отправили в ссылку на Кавказ, где Михаилом Юрьевичем было написано еще одно замечательнейшее произведение - «Песня про купца Калашникова». Стихотворение представляет ассоциативные размышления поэта о верности, чести и справедливости в масштабах государства.

Главной темой для возмущения было крепостное право. Поэты понимали, что оно тормозит развитие страны, но не представляли, что произойдет после его отмены.

В итоге Николай Алексеевич Некрасов пишет поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо». Критическое и около сатирическое произведение повествует о путешествии семерых деревенских мужиков по России в поисках счастливых людей. Яркие персонажи, забавные ситуации и сегодня вызывают смех сквозь слёзы. Многие архетипы, написанные ещё в XIX веке, созвучны с произведениями современников, что даже настораживает. В итоге путешествия, обнаруживается, что никто не счастлив и герои прибегают к известному способу увеселения.

Отношения у поэтов и власти всегда были трудные, оттого их творчество очень интересно изучать. Исследовать историю России, увидеть под другим углом помогают стихотворные произведения. Тому, кто хочет прикоснуться к прошлому России стоит уделить внимание не только стихам, но и истории, которую они за собой скрывают. Молодому поколению не стоит упускать из вида «Золотой век» российской поэзии, поскольку это не только помогает развивать литературный вкус, но и посвящает в глубины истории России.

Кристина Катышева
Маргарита Япарова

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано 22.11.2020