Назад

Культура | Узнал

Русские композиторы XIX в.: вклад в мировую культуру

Классическая музыка не принимает понятие времени, она живет сама по себе.

Русские композиторы особенно были востребованы в  мире в конце 19 начале 20 века. Своими произведениями они привнесли огромный вклад в развитие классической музыки и остались звездами мировой культуры. Давайте уделим внимание соотечественникам, музыка которых способна перенести вас во времени и тронуть струны души.

Михаил Иванович Глинка (1804—1857)

Основоположник русской классической музыки, вдохновивший будущих российских музыкальных гениев. В 10 лет увлёкся игрой на фортепиано и скрипке, совсем скоро, будучи ещё юным, уже начал руководить оркестром своего дяди. В то же время Михаил Иванович делал первые попытки в сочинении музыки.

В жизни Глинки было две страсти: музыка и путешествия. На протяжении всей жизни он часто переезжал из страны в страну, вдохновлялся национальной музыкой посещаемых стран, что позже находило отклик в его собственных произведениях. В начале 1830-х годах, отправившись в долгосрочную поездку по Европе Михаил Иванович познакомился с ведущими композиторами своего времени - В. Беллини, Г. Доницетти, Ф. Мендельсоном, Г. Берлиозом и  Дж. Мейербером. Спустя столетия он сам встанет в один ряд с музыкальными гениями.

Особый успех имели его оперные произведения, которые ставятся по сей день. Опера «Иван Сусанин»(«Жизнь за царя») покорила аудиторию как и в Российской Империи, так и во всём мире. Впервые русское хоровое пение органично сочеталось с европейской симфоническим и оперным исполнением. Своим произведением Глинка по сути начал европейскую моду на русскость и всё русское.

В.Ф. Одоевский высказался об опере так: «Новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки».

Опера «Руслан и Людмила» тоже оказалась новаторской и востребованной сквозь века. Однако её автор оказался не благоприятно принят на родине. Императорская семья даже ушла из зала в середине выступления, что сильно ударило по самолюбию Глинки. Несмотря на это, он продолжил обогащать не только российскую, но и мировую историю музыки.

Во многих странах мелодии Глинки переигрывают и изучают как фундаментальные. Чего стоят «Испанская увертюра No 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты»», «Французская кадриль», «Мазурка» и совместные произведения с В.Беллини и Г. Доницетти?

Включите произведения Глинки в любом европейском городе и увидите понимание в глазах иностранцев, которые знакомы с творчеством композитора на ровне с нами. Михаил Иванович Глинка – торжественное начало мирового доминирования русской классической музыки.

Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)

Самым известным русским композитором зарубежём заслуженно считается Пётр Ильич Чайковский. Удивительно, но этот талантливый человек к музыке относился довольно спокойно. Как и положено гению его уровня, интерес к музыкальным инструментам у него зародился рано, в четыре года. Но родители настояли на юридической карьере, потому Пётр Ильич работал в области правоведения, а музыке обучался в кружке для дилетантов.

Особую роль в его увлечении занимали произведения Моцарта, Бетховена и Шумана из-за чего его провозгласили «западным» композитором, в противовес выходцам народного музыкального кружка «Могучая кучка».

Успех не сразу пришёл к Чайковскому. Его судьба была полна сомнений и тягот. Например, он долго думал бросать ли карьеру чиновника и отдаться музыки. После того как Пётр решился, начались финансовые проблемы. Денег постоянно не хватало, семье пришлось брать в кредит, да и самую знаменитое произведение в мире балет «Лебединое озеро», судя по слухам, Чайковский сочинил ради денег. К сожалению, современники не оценили произведение в своё время и известность пришла только после смерти композитора.

Поборов чёрную полосу Чайковский стал взбираться на вершину Олимпа классической музыки. Пётр Ильич гастролировал по Европе, посещал концерты Эдварда Грига, Ганса фон Бюлова, Артура Никиша, после чего продолжал с ними переписываться. В 1885 году Чайковский стал членом совета директоров Русского музыкального общества, возглавив его столичное отделение.

В 1891 году Чайковский приехал с концертами в США, выступил на открытии в Карнеги-Холле в Нью-Йорке, всемирная популярность поглощала его и он не собирался останавливаться. Смертоносной преградой стала вспышка холеры, от которой композитор и скончался.

Стоит раскрыть для себя Чайковского с новой стороны. Переслушайте волшебный балет «Щелкунчик», уделите внимание «Пиковой даме», окунитесь в мир шести его симфоний и кантат, которые унесут прямиком в мир 19 века.

Помимо этих двух основоположников культуры классической музыки добавьте в прейлист для прослушивания следующих русских композиторов, знаменитых во всем мире:

Александр Порфирьевич Бородин, не только композитор, но и успешный учёный-химик, автор оперы «Князь Игорь».

Модест Петрович Мусогорский, член кружка «Могучая кучка», создатель опер «Борис Годунов» и «Ховарщина», цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки».

Николай Андреевич Римский-Корсаков, музыкальный сказочник переложивший русские сказы в музыку, сочинивший оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» и другие.

Устройте себе вечер классики с любимой книгой и оперой Чайковского, эффект расслабления и культурного насыщения накроет вас на недели вперёд. Классическая музыка часто отталкивает незнакомых с ней людей своей сложностью. Наш мозг привык получать предсказуемые биты и мелодии, однако сложная фундаментальная музыка влияет на него гораздо сильнее современных «попсовых» произведений.

Кристина Катышева

Опубликовано 05.11.2020