«Граффити» или уличное искусство – какое оно?

Большинство современных художников этого стиля – не дают интервью, однако журналисту «Аудиториум Life» удалось пообщаться с одним из них...

Граффити – это надписи или рисунки на стенах и других поверхностях, нанесенные в основном баллончиком с краской, реже выцарапанные или вырезанные. Большинство современных художников этого стиля – закрытые люди, которые не дают интервью, однако журналисту «Аудиториум-лайф» удалось пообщаться с одним из них.

Александр - художник со стажем: уличным искусством увлекается ещё с 2004 года, умеет рисовать и знает о всех уличных командах, специализирующихся на граффити. От него мы узнали об истоках граффити, правилах и традициях молодёжного движения, о том, где брать вдохновение, почему рисунки всегда должны быть согласованны с местными властями и где в Москве можно официально нарисовать граффити.

Расскажите, что привело вас в клуб любителей уличного искусства? C чего это началось? Какие были ваши первые воспоминания, связанные с граффити?

-Тяга к уличным искусствам появилась у меня ещё с детства: я шел по улице и увидел громадное граффити, нарисованное на стене заброшенной бойлерной. Черная обводка и блестящий хром внутри, который переливается на солнце. Это был 1998 год, мне было девять лет, и я даже не знал слова «Граффити». В те времена эта культура была еще не распространена в России, было мало рисунков, не открылись специализированные магазины.

Где же тогда брали краски?

-Краски покупали в автомобильных магазинах. У них, конечно, не было такого качества и цветов, но приходилось обходится чем есть, учились грамотно смешивать, получая полутона. Тот рисунок на стене «заброшки» мне очень запомнился – это были не просто непонятные каляки, это были три огромные буквы, нарисованные в художественном стиле, красиво и величественно. Означали они название команды – F2K. С появлением этой надписи что-то сразу поменялось и в этой улице, и в этом брошенном доме. А потом я увидел в телевизионном журнале статью про граффити, объёмом в три страницы, с красочными рисунками работ и зацепило… Я узнал про такие слова как «райтер» (человек, который рисует большие рисунки граффити), «бомбер» (рисует непонятные и быстрые надписи на стенах, «теги»), «скетч» (эскиз, зарисовка, набросок) и многие другие, начал изучать историю этого течения.

Как началась история стилистического направления рисунка «граффити»?

-Граффити началось ещё с древних людей, которые царапали свои художества на стенах. Но по-настоящему это стало популярным в конце 20ого века, в Америке, и было составной частью культуры Хип-хоп. Особой популярностью у художников пользовался метрополитен Нью-Йорка, где каждый день проезжало огромное количество поездов, был, скажем так, большой охват аудитории.

Граффити в метро Нью-Йорка кстати не закрашивали, поэтому там и по сей день очень сильно разукрашенные тоннели. Но центр мирового граффити сейчас переместился в другой город – в Лос-Анджелес.В Россию эту культура пришла в начале 80-х, вместе с оттепелью. Железный занавес ослаб и молодежь потянулась к зарубежной культуре. Граффити в нашу страну вошло вместе с другой культурой, культурой танцев Хип-хоп. Две культуры тесно переплетены между собой, в магазинах для хип-хопа можно найти атрибуты для граффити.

Насколько сложно начать рисовать качественные рисунки?

Об этом я могу рассказать на своём примере. Первые рисунки у меня были на бумаге. Купил несколько гелиевых стержней разных цветов, рисовал в тетрадке в клеточку. Получалось довольно абстрактно. В граффити обычно рисуют портреты или сюжеты, либо придумывают свой ник и рисуют именно его. Я отправился на улицы, присматривался к чужим работам, а потом пытался повторить их в своей тетрадке. Когда тетрадка в 48 листов была полностью изрисованная, стал виден некоторой прогресс. Но все-таки очень хотелось научиться рисовать баллончиком.

Спустя несколько лет, в 2000-х годах, я раздобыл 60 рублей и на радостях купил в магазине автозапчастей самый простой баллончик белой автомобильной краски. Чуть раньше мы с другом нашли на дороге другой баллончик, полупустой, но с желтой краской. Из желтого и белого получился замечательный портрет Гомера Симпсона (герой мультфильма The Simpsons), а под ним моя подпись – Панк. Это была моя первая работа.

Культура граффити сейчас в самом расцвете?

Можно сказать и так. Эта культура в России сделала огромный скачок за последнее время. Из непонятных рисунков граффити превратились в полномасштабные, осмысленные, художественные произведения. Появилась индустрия граффити-маркетов, где продают краски на любой вкус. Если говорить о нелегальных граффити, то изменилось то, что их научились активно закрашивать. Сейчас появившееся граффити в спальном районе коммунальные службы закрашивают на следующий день, поэтому я бы не советовал заниматься вандализмом, рисовать на домах без согласования. Во-первых, власти столицы сейчас лояльно относятся к уличным художникам, предоставляя максимальные возможности для творчества. Если множество арт-парков, где стоят специальные стены и заборы для граффити, есть культурные кластеры, где красиво разрисованные стены только приветствуются. Например, бывший сахарный завод на Красной Пресне, или завод «Флакон». Можно посмотреть полный список в интернете, там почти 50 легальных точек для творчества. Во-вторых, у нас в спальных районах много старых и серых домов. Если есть желание украсить стену такого здания, сделать район ярче, то совсем не сложно согласовать свои идеи с властями. Главное, чтобы был смысл у рисунка, и красивое исполнение. Вандализм же может привести к самым плохим последствиям, о чём я убедился на собственном опыте...

Расскажите?

Пусть это будет отрицательный пример, который не следует повторять…

После школы я поступил в колледж, где со мной познакомился паренёк, увлекающийся уличным художеством. Мы с ним вместе рисовали на заборах. Однажды он уговорил меня залезть на крышу электрички на полном ходу и нарисовать там граффити. Я тогда был совсем молодым и не понимал, насколько сильно я рискую своей жизнью, поэтому поддался на его хитрые уловки. Закончилось всё тем, что помощник машиниста поймал меня, отвёл в кабину и вызвал в милицию. А друг не попался, потому что стоял на платформе. Мне было очень стыдно, меня поставили на учёт как вандала, вызвали в полицию родителей. Я получил на полную катушку. Родители наказали меня домашним арестом и запретили общаться с друзьями. Да и сам я многое осознал и уже не хотел заниматься вандализмом.

Но вы же не забросили граффити полностью?

После этого случая я на долгое время забыл про рисунки. Но потом вышел на новый уровень, рисовал в официальных местах, и это было уже художественное творчество. Полностью забросить это увлечение всё же очень сложно - желание творить всё равно берёт вверх.

По вашему мнению, как относятся к граффити общество?

Люди реагируют на рисунки по-разному, но как бы кто к этому не относился – граффити привлекает внимание. Люди останавливаются, разглядывают, пытаются понять, что написано, многие даже фотографируют. А это и значит, что рисовал не зря. Я же считаю, что красивый и осмысленный рисунок лучше серой и страшной стены.

Ну и напоследок: какое самое необычное граффити вы рисовали?

Пожалуй, можно отметить согласованное граффити «ЗИЛ» на территории бывшего завода имени Лихачёва, выполненное мною по заказу. Оно красуется на самом верху высотного здания и позволяет сохранить память о заводе-автогиганте. Историческая память сейчас очень важна для нашего народа – люди, которые проезжают мимо, или живут в новом жилом районе, благодаря моему граффити всегда будут помнить, что когда-то на этом месте был великий завод, размером с целый микрорайон, а его машины возили вождей и генсеков. Особенно повезло с местом – оно выбрано очень удачно, граффити видно и с МЦК, и с улицы.

Спасибо, Александр, вы молодец, что встали на путь легального творчества, пусть и через горький опыт.

Алимов Михаил 

Опубликовано 14.08.2020