Назад

Выставка современного искусства: как не потеряться

Расскажем, как не заблудиться среди образов на Биеннале Современного искусства.

Биеннале Современного искусства проходит в Москве с 2005 года.  В этом году в основном   проекте в Новой Третьяковке на Крымском Валу (бывший ЦДХ) посетители могли увидеть более 50 работ 34 художников из 11 стран: Австрия, Aзербайджан, Бахрейн, Германия, Италия, Китай, Нидерланды, Саудовская Аравия, США, Россия, Франция.  Партнером выставки впервые стал один из ведущих мировых музеев – Альбертина. Из Вены было привезено 11 шедевров художников ХХ века.

Пространство зала выстроено непривычным для зрителя образом, и не случайно, ведь основная тема проекта – «Ориентирование на местности». Картины развешаны не только по стенам зала, но и внутри павильонов различных форм, что создает ощущение блуждания по незнакомому белому городу, следуя за именами художников, написанными на стенах крупными буквами. Куратором биеннале в этом году стал оперный режиссер Дмитрий Черняков, архитектором — Сергей Чобан. Здесь можно увидеть как современные живопись и скульптуру, так и работы в более прогрессивном жанре — видеоинсталляции. Ковер, узоры которого генерируются искусственным интеллектом, зеркальное пространство с изменяющимся геометрическим рисунком на стене и космической музыкой, стволы деревьев, прорастающие сквозь стены — все это создает определенную магию, даря зрителю не только эстетическое наслаждение, но и пищу для размышлений.

На первый взгляд может показаться, что экспонаты помещены в хаотичном порядке, но это далеко не так. Расположенные рядом работы раскрывают одну тему либо схоже, либо по-разному таким образом, что художники вступают в диалог друг с другом. Наиболее ярко это выражено в павильоне, где представлены работы трех художников и объединены они темой положения женщин в обществе. Приковывает взгляд  куртка с вышивкой даты на спине: это работа дизайнера Мохаммеда Кходжа, приуроченная к 24 июня 2018 года – день, когда женщинам в Саудовской Аравии было разрешено водить автомобиль. В сообществе художников обычно порицается излишняя политизация, однако данный случай стал исключением.

Повернувшись, зритель может увидеть боксерскую грушу с явно выраженными женскими формами и завязанным на спине корсетом – она символизирует насилие над женщинами, которое, к сожалению, по сей день распространено в Саудовской Аравии, откуда родом художница. Работы Халлы бинт Кхалид заставляют задуматься над ролями, отведенными мужчине и женщине в обществе. В углах павильона стоят два автомата, один из которых  выдает детей (примечательно, что в нем осталось много девочек и всего один мальчик, что говорит о приоритетности пола ребенка, мальчиков «разобрали» быстрее), второй автомат представляет собой банкомат с деньгами. На стенах здесь – картины австрийской художницы Марии Лассниг. Через цвет и форму Мария выражает свои глубоко личные переживания и чувства. Интересна биография художницы: во время обучения в Венской художественной академии ее почти исключают за идеи о «вертикальном и абсолютном цветовом и зрительном восприятии», связывая творчество Лассинг с дегенеративным искусством, преследуемым в то время властями. Однако через годы Мария станет первой женщиной-профессором, преподающим искусство в Австрии.

 Современное искусство не редко приобретает не стандартные формы: помимо картин и инсталляций на биеннале можно встретить и видеопроекты, к которым можно отнести фильм Павла Отдельнова. Художник решил проследить, куда попадает мусор из наших квартир. Для этого он спрятал несколько GPS-маячков в контейнеры и выкинул их в обычном пакете в различные мусорные баки Москвы. Сигнал с маячков передавался Павлу, и он мог отслеживать путь мусора до свалок. Видеоряд из карт и съемка с дрона полигонов для твердых бытовых отходов не может не впечатлять. Громадные скопления мусора, над которым парят чайки в поисках добычи, огромные грузовики, которые едут бесконечным потоком - и все это вблизи населенных пунктов, где живут и дышат люди. Сам художник выступает не только в качестве наблюдателя в своем проекте, но и как непосредственный участник действия, ведь его мусор также отправляется на свалки, как и наш с вами. Павел вспоминает слова своей няни о том, что рано или поздно все мы уплывем в море грязи. Спустя годы он изобразит это “море” на картинах. Художник задает зрителю ряд негласных вопросов посредством своих работ. Каждый из нас сам отвечает себе, куда попадает мусор, выбрасываемый ежедневно, и к чему приведет количество полигонов, непрерывно увеличивающееся с огромной скоростью.   

Продолжает тему пресыщения работа Егора Плотникова “Минута до пробуждения”. Однако, если Павел Отдельнов говорит о потребительстве материальном, то Егор Плотников приглашает нас порассуждать о бесконечном потоке информации, который преследует человека в современном мире. Его инсталляция состоит из скульптуры — фигуры человека, буквально погрязшего в бумагах, и картины напротив. На холсте с обеих сторон обрывочно изображен спокойный пейзаж, но большая часть полотна остается белой, словно человек не может разглядеть природы, ему остаются лишь ее куски. Интересно, что используемые бумаги - реальные документы из музеев, утратившие свою актуальность. Информационный шум - то, с чем нам приходится сталкиваться ежедневно и важно уметь делать перерывы и давать себе отдохнуть, иначе все самое важное и ценное пролетит мимо нас.

“Молельщики и герои” Андрея Кузькина, пожалуй, одна из самых впечатляющих работ на биеннале. В небольшие ячейки помещены 1104 фигурки людей, чьи руки сложены в молитве. Расставлены они таким образом, что куда бы ни встал зритель, взгляд человечков будет направлен именно на него. Перед этой тюрьмой на пьедесталы воздвигнуты шесть голов — это герои. На стене Андрей Кузькин карандашом дал описание своей работы и ее трактовку. Все скульптуры выполнены из хлебного мякиша, это отсылает нас не только к тюремной тематике, но и к христианскому символизму; головы героев облиты кровью самого художника.  В инсталляции, создаваемой в течение трех лет, заложено множество смыслов: как бытовые, так и нематериальные, однако превалируют над всеми ними размышления художника о несправедливости.

Не менее сильное впечатление на зрителя производит “Крестный путь (Из Черного цикла)” Германа Нитча, одного из основоположников Венского акционизма. На трех полотнах мы видим объемные черные мазки, нанесенные руками художника, на засохшей краске отчетливо видны следы его пальцев. К одному из холстов прикреплен халат Германа Нитча со следами от рук — характерная черта его многих работ. Для понимания живописи необходимо углубиться в концепцию группы художников, к которым принадлежал автор данной работы. Венский акционизм — это перформативные практики молодых художников, совместно работавших в 60х годах прошлого века. Отцы представителей движения прошли Вторую мировую войну на стороне нацистских войск, и ужасы их действий находят отражение в работах художников. Именно поэтому Венский акционизм воспринимается как одно из самых радикальных художественных явлений ХХ века: в нем объединена боль прошлых поколений и желание выйти за рамки традиционного послевоенного искусства.

Одни из ярких и красочных картин на биеннале — работы китайского художника Лицзюнь Фана под название “Лысые головы”. На полотнах на фоне синего спокойного неба рассыпаны цветы фантастически больших размеров, а на них изображены люди с блаженными улыбками и пустыми глазами. На первый взгляд может показаться, что люди рады и счастливы, но это далеко не так. Лысые непокрытые головы символизируют одинаковость и равнодушие, некий нигилизм и слепоту, нежелание бороться с действительностью. Это отражает взгляды самого творца, ведь его форма самовыражения, как и многих других китайских художников 1990х годов, — “циничный реализм”.

На фоне всего многообразия символов и смыслов, выделяется работа итальянской художницы Паолы Пиви под названием “Мы — банда малышей”. Вдохновение пришло к ней на Аляске, где художница проживала с мужем и детьми.  Работа объединяет несочетаемое: фигуры мишек выполнены из разноцветных перьев, все животные заняты делом — они дерутся, висят на кольце, отдыхают и даже летают. Сама Паола Пиви говорит, что искать смысл в  ее инсталляции бесполезно, нужно воспринимать ее детским взглядом, просто и непосредственно.

 

Современное искусство лишь на первый взгляд кажется непонятным и странным. Конечно же, без соответствующей подготовки поход в музей может принести не так много удовольствия, но сейчас существует множество средств, позволяющих углубиться в значение работ. Для этого можно выбрать любой комфортный способ: аудиогиды, описания к инсталляциям, книги о художниках и интервью с ними. Также у многих современных творцов есть личные  сайты, на которых можно как ознакомиться с работами, так и почерпнуть необходимую информацию. Главное — интерес и стремление!

Автор статьи – Дина Коблова.

Опубликовано 29.01.2020