Назад

Культура | Узнал

Золото Густава Климта. Мировое достояние

Магия искусства одного из самых известных основоположников европейского модернизма.

В Центре современного искусства и дизайна Artplay недавно прошла выставка, посвященная жизни и творчеству Густава Климта – основоположника европейского модерна и певца женской красоты. Воздушной грации девушки, сияющее золото, волшебные пейзажи – всё это разные грани творческого гения Климта, картины которого никогда не перестанут поражать нас каждой деталью и мастерством кисти автора. Давайте поближе познакомимся с художником и вспомним самые удивительные из его работ.

Густав Климт родился в австрийском округе Баумгартен в не богатой, но творческой семье ювелира. И мать, и отец Климта тянулись к искусству, поэтому не приходится удивляться, что все дети выбрали для себя именно этот путь. К живописи будущего художника подтолкнул отец, научивший смешивать краски и наносить первые робкие мазки на холст.

В 14 лет юноша поступил в художественное училище Вены при Австрийском музее. Он выбрал направление архитектурной живописи. В студенческие годы юного художника нельзя было назвать бунтарём, даже наоборот, его взгляды были на удивление консервативны и академичны, в отличие от товарищей.

Оформительская живопись Климта ценится не меньше его холстов, кистью художника расписаны дворы исторического музея Вены, фрески в театрах, потолки Карловых Вар. Коммерчески успешный, талантливый художник получает за свои творческие заслуги золотой орден из рук самого императора. Это был период успеха, признания и популярности, который вскоре заканчивается.

В 1892 году умирают отец и брат художника. Теперь Густав вынужден сам содержать большую семью. Пережитые страдания меняют художественные взгляды Климта: он постепенно отходит от академизма и приобретает глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встречает музу и главную женщину всей своей жизни – Эмилию Флёге, которая послужила прототипом многих женских образов на чувственных картинах Климта.

 В это же время Климт возглавляет группу прогрессивных художников под названием «Сецессион», целями которой стали помощь молодым творцам, популяризация их работ и издание собственного журнала.

У «Сецессиона» не было манифеста, они не пытались выработать единый стиль, каждый художник оставался индивидуальностью и принадлежал группе. В ней творили натуралисты, символисты, реалисты. Не зря символом группы стала Афина Паллада – богиня правосудия, мудрости и искусства.

Конец 90-х годов назван «золотым периодом» в творчестве Густава Климта. Для лучших своих полотен он использует сусальное золото, благодаря ему картины приобретают вид изысканной венецианской мозаики. К этому периоду относится известная и любимая многими картина «Поцелуй» – она и сейчас будоражит сознание современников мастерством исполнения. Ослепительное сияние картины гармонирует с её смыслом – безграничным счастьем влюблённых. Глядя на них, стоящих на краю цветочной поляны в окружении золотой ауры, кажется, что они неподвластны всему миру и пребывают в собственном космическом состоянии, далёком от суеты дней. Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге, но, разумеется, это лишь догадки.

Наследию Климта принадлежат и пейзажи, нарисованные в неповторимом стиле художника. В последние 5 лет своей жизни Климт рисовал исключительно их. Для изображения природы он неизменно выбирал квадратный холст, который, по его мнению, расширял пространство. 

Художника смело можно назвать «баловнем судьбы». Он был знаменит, его превозносили при жизни, что редко встречается в биографии творческого гения. Климт не знал недостатка в щедро оплачиваемых заказах, его слава и популярность позволяли ему выбирать интересные сюжеты и воплощать самые смелые задумки на холстах.

Мы мало можем узнать о личности самого художника. Он практически ничего не писал о творческом методе и своём видении искусства. Вот что говорит о себе мастер модерна:

«Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины». 

Австрийского художника не стало в феврале 1918 года в 55 лет. Причиной смерти была пневмония, ставшая смертельной после пернесённого инсульта. Он был похоронен на венском Хитцингском кладбище. Мастер оставил множество своих картин незаконченными.

Интерес к личности и картинам художника не утихает и сейчас, что доказывают многочисленные выставки. Непревзойденный мастер красоты природы и женщины, Климт открывает глаза зрителям на то, каким удивительно хрупким и восхитительным может быть наш мир.

И если захотите, вы всегда сможете открыть для себя золото Климта, сокрытое в его работах.  

Анна Подорожнова

Опубликовано 11.01.2020