Назад

Франк Орват – научись дышать

Работы Франка Орвата наполнены тонким ощущением каждого мига бытия.

Летом в мультимедийном музее прошла выставка фотографий итальянского фотографа Франка Орвата.

Выставка носила название «Дом пятнадцати ключей» – 15 фотографий, отобранные Орватом, как метафора ключей к дверям творческого пути. Но серий у Орвата великое множество. И хочется говорить о нём не как о фотографе именитого модного дома, сумевшем одним из первых в съемках для Vogue объединить уличную и модную съёмку, а как о тонком художнике, знающем, где кончается пресность и начинается та самая погоня за «решающим моментом», понятие известное благодаря французскому фотографу Анри Картье-Брессону.

Современные фотографы потеряли способность на какое-то время отстраняться от себя, чтобы, получив снимок, найти в нём то, что не подразумевалось, но явно лежало в глубине ситуации. По-новому обрести себя, не присваивая пойманное на снимке. Скорее всего, это обусловлено сегодняшним темпом, жаждой движения и выуживанием удовольствия из любого ресурса.

Фотографии Орвата сродни выходу из комы и постепенному возвращению к жизни. Серии фотографий «Дом пятнадцати ключей», «Отражения», «Настоящие женщины», «Многие», «Двое» и т.д. похожи на медленный глоток воздуха.

Его обвиняли в отсутствии собственной, авторской манеры, по которой его фотографии были бы узнаваемы, но нельзя не увидеть, хоть и с трудом, что все фото объединяет невероятный лиризм боли, радости, свободы, любви, признания, собственной тени, быта. Этот лиризм своеобразен: он идёт изнутри, не отягощён ничем извне.

Ты не знаешь, за что зацепиться ровно до того момента, пока не найдена та самая, возможно, неприметная деталь в фотографии. Она выносит тебя за грань человеческого опыта и там обретает суть, вес и даёт понимание всего произведения в целом на глубинном уровне.

На выставке среди прочих есть одна работа Орвата, застающая врасплох своей непринуждённостью, близостью к размеренной, давно забытой в современных реалиях жизни: на ней изображена девочка, которая несёт на своих детских плечиках два тяжёлых ведра воды, вдали виднеется солнечная речка, выражение её лица почти нельзя уловить: оно то ли равнодушно-смиренное, то ли измученно-светящееся. В этой воздушной девочке, с трудом поднимающейся в гору, в этой трогательной картине деревенской жизни улавливается нежное послевкусие, пенка холодного деревенского кваса в знойное утро; жизнь ощущается такой реальной не только здесь и сейчас, но и там, с героями фотографий. У Орвата всегда все до ужаса просто и до боли честно.

Опубликовано 03.01.2020