Её величество Музыка и композиторы

Музыка дает нам возможность чувствовать не только себя, но и других людей.

С самого рождения мы не расстаемся с музыкой, начиная с колыбельных мамы и потом, практически, в каждый момент нашей жизни. Благодаря звукам любимых мелодий многие века люди радуются, печалятся, отдыхают, вдохновляются. Музыка, как волшебница, отправляет нас в захватывающее приключение и рассказывает нам свою историю.

Как же зародилась музыка? Музыка своей историей уходит корнями в античность. В это древнее время музыка существовала как набор звуков, испускаемых подручными предметами: камнями, бьющимися друг о друга, каплями дождя, падающими с неба, громким стуком испуганного сердца.

Со временем люди научились извлекать из неоднородных звуков пользу, собираясь в племена и устраивая шабаши. В такие громкие вечера можно было услышать грохот барабанов за большие расстояния от мест пиршеств.

Однако шло время, времена менялись, так же как и восприятие музыки и возможности ее воспроизведения. В каждой стране по-разному происходило развитие этого искусства звучания души.

В Древней Греции в 7 веке до н.э. впервые было замечено появление организованной мелодии. Там же и получило свое начало теоретическое развитие музыки. Затем Пифагору в 530 году до н.э. удалось объяснить музыку с помощью математики – он установил связи между интервалами у звуков и движением планет. Много позже открылись театры и люди стали декламировать свои произведения под аккомпанемент музыкального сопровождения.


Пифагор

С тех пор был дан большой толчок, позволивший рассматривать музыку не обезличено и отстраненно, а вкупе с литературой и творчеством. Музыка как бы накладывалась на произведения авторов, демонстрируя слушателям чувства и порывы их души. Затем был сделан еще один прорыв.

В 11 веке в монастыре Ареццо служил некий брат Гвидо. Этот монах первым предложил то понимание и видение нот, которое мы имеем на данный момент. Гвидо внес огромный вклад в развитие и структурирование музыки как искусства – ему первому удалось ее стандартизировать – привести в одинаковое и понятное для всех состояние.


Памятник Гвидо

Каждую ноту в звукоряде монах назвал по первому слогу в строчках гимна святому Иоанну, при этом каждая строчка исполнялась на тон выше предыдущей. Так мы получили 7 нот и их расшифровки, тесно связанные с религией:
· Do – Dominus – Господь;
· Re – rerum – материя;
· Mi – miraculum – чудо;
· Fa – familias planetarium – солнечная система;
· Sol – solis – Солнце;
· La – lacteal via – Млечный путь;
· Si – siderae – небеса.

 

Что же такое музыкальный ключ? Перед тем как ответить уже на этот вопрос внимательно изучим термин «нотный стан».
Нотный стан служит для записи музыки в систему из пяти линеек. Такой нотоносец отображает сразу два аспекта музыки: временной и высотный. Время считывается по горизонтали. Оно может быть выражено с помощью нот и пауз. А высота нот считывается по вертикали. Высокие ноты записываются на линейках и промежутках выше, чем низко звучащие.

Ключ же, это то, что придает нотам структуру, формирует их. Музыкальный ключ – это знак, который ставится вначале нотного стана. Закрепляясь за одной из его линий, он присваивает ей значение, которому сам соответствует. Если же обратиться к знакам, то нотами будут точки на горизонтальных линиях или между ними, а ключами – идущие от точек ровные или кривые отрезки.

Разобравшись примерно со сложной структурой построения хотя бы простого музыкального произведения, мы попробуем описать создание первых музыкальных инструментов. Согласно имеющимся данным, самым первым музыкальным инструментом  были две флейты, найденные в Германии и созданные в интервале от 42000 до 43000 лет назад. Эти флейты были изготовлены из птичьей кости и бивня мамонта. Можно предположить, что первые музыкальные инструменты делали из подручных материалов и их роль была достаточно важна, раз уж люди так трудились над их обтачиванием и внешним видом. Ученые считают, что первые музыкальные инструменты способствовали созданию набора форм поведения, что, в свою очередь, могло дать нам преимущество в борьбе за выживание.

Древние флейты

Далее, конечно же, нетрудно догадаться как происходил процесс распространения создания музыкальных инструментов. Люди стали копировать уже ранее созданные инструменты, используя другие материалы, пока не пришли к той точке, в которой находимся мы сейчас - определились с формами и сырьем изготовления.

Таким образом, сама музыка прошла долгий путь перед тем, как попасть в руки мастеров, использующих ее как инструмент глубокого и точного самовыражения. Так кем же были эти композиторы, которым удалось соединиться с искусством и стать его последующими составляющими?

Ниже приведены 7 композиторов. Если вчитаться в описание, то можно заметить много цифр. К чему они? Эти сухие цифры, тем не менее, показывают музыкальный талант и достижения. Если поразмыслить, то окажется, что приведенные числа совсем не маленькие, к тому же стоит учитывать сложность и красоту самих созданных произведений. Многие из перечисленных ниже композиторов получили музыкальное образование, другие обнаружили в себе талант и развивали его самостоятельно, а у единиц было специфическое восприятие, обусловленное физиологией. Так вот, если вдуматься в цифры, биография не покажется скучной, скорее она предстанет в более замысловатом виде. В конце концов измеряют музыкальный талант не цифрами, а вызываемыми ощущениями.

В семёрку известных композиторов вошли:
• Ф.П. Шуберт – композитор из Австрии, проживший 32 года. Уже к этому возрасту он сумел создать девять симфоний и около 600 вокальных композиций. Шуберт также занимался произведениями камерной и сольно фортепианной музыки. В семилетнем возрасте родители композитора обратили внимание на особое музыкальное чувство у мальчика, поэтому в 11 лет его отдали в группу «певчих» детей при церкви;


Ф.П. Шуберт 

• П.И. Чайковский – композитор из России и автор более 80 произведений, среди которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Этот композитор получил известность еще при жизни и выступал порой в качестве дирижёра;


П.И. Чайковский 

• Ф.Ф. Шопен –композитор из Польши. Считается одним из лучших пианистов всех времен. Он сотворил много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов. Интересно, что Шопен был не единственным ребенком в семье, склонным к музыкальному творчеству;


Ф.Ф. Шопен

• А.Л. Вивальди – композитор и скрипач-виртуоз из Венеции, автор более 500 концертов и 90 опер. Вивальди оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства. Этого автора общественность не раз обвиняла в сговоре с дьяволом за его невероятный талант владения скрипкой;


А.Л. Вивальди

• В.А. Моцарт – еще один небезызвестный композитор из Австрии. Он сумел поразить мир своим талантом с самого раннего детства. В пятилетнем возрасте он сочинял небольшие пьесы. Моцарт создал 626 произведений, среди них были 50 симфоний и 55 концертов;


В.А. Моцарт

• Л.В. Бетховен – немецкий композитор и пианист. Он является ключевой фигурой западной классической музыки. Бетховен написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано и еще множество других произведений;


Л.В. Бетховен

• И.С. Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко. Бах был широко известен как мастер полифонии. Выступает творцом более 1000 произведений, часть из которых – достаточно значимые жанры того времени.


И.С. Бах 

Продолжая рассматривать тему музыки и ее развития, стоит упомянуть и некоторые необычные, но весьма интересные факты с ней связанные. Так существует нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой. Один из подвидов этого феномена получил название хроместезия, также известный как «цветной слух». Люди с такой особенностью способны видеть цвета звука. Очень часто хроместезия сопровождается музыкальным талантом. И таким талантом обладал, к примеру, Моцарт.

Музыка дает нам возможность чувствовать не только себя, но и других людей. Это талант вызывать чувства. Музыка через века передает давно забытые, но животрепещущие эмоции. Слушая музыку, мы погружаемся в мир композитора и исполнителя. Давайте учиться слушать музыку и друг друга...

Александра Быстрозорова
 

 

 

Опубликовано 05.01.2022