Я не признаю слова «играть». Играть можно на скачках, в шашки. На сцене жить нужно

Непревзойденная харизма стала визитной карточкой Фаины Георгиевны Раневской.

Фаина Георгиевна Раневская - вне всяких сомнений одна из самых ярких фигур в киноиндустрии и театральном искусстве. Ее актерский талант - это не только блестящая техника мимики и жестов, широкий драматический спектр, но  непревзойденная харизма, которая стала ее визитной карточкой. Фаина Георгиевна умела себя подать, чем поистине восхищала зрителя.

Фанни Гиршевна Фельдман (прежнее имя Фаины Георгиевны) родилась 15 [27] августа 1896 г. в Таганроге, в зажиточной еврейской семье. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, владел фабрикой по производству домов, мельниц, пароходов, магазинов и сухих красок. Мать, Милка Рафаиловна Фельдман, была домохозяйкой, заботилась о Фанни, ее трех братьях, Якове, Рудольфе и Лазаре, и сестре Изабелле.


Фанни Фельдман в детстве

С самого детства Фаина чувствовала себя не такой, как все. Маленькая Фаина сильно комплексовала из-за внешности, завидуя сестре-красавице. А заикание Фаины было причиной насмешек со стороны братьев. Поэтому учеба в гимназии давалась девочке тяжело, и родители были вынуждены перевести ее на домашнее обучение. Фаина играла на фортепиано, изучала иностранные языки, а свободное время посвящала чтению книг. В тринадцать лет Фаина впервые попала в драматический театр на спектакль “Вишневый сад” по пьесе Антона Павловича Чехова. Происходящее на сцене настолько впечатлило девочку, что она загорелась идеей поскорее окончить учебу и изъявила желание посещать занятия в театральной студии. Родители, однако, не одобрили желание дочери и отец наотрез отказался каким-либо образом помогать ей в этом. Когда в 1915 г. Фаина уезжала в Москву Гирш Хаимович разорвал с ней все отношения и оставил без материальной помощи.


Фаина в молодости

По началу проживание в Москве давалось молодой Фаине весьма не легко. В тайне от мужа мать Фаины финансово помогала дочери, но этого хватало только на оплату небольшой комнаты. И все же, именно в тот момент она чувствовала себя по-настоящему счастливой и свободной. Однако помимо финансовых трудностей, судьба преподнесла девушке еще одно испытание. Ни один театральный вуз, в который она подавала документы, не соглашался ее принимать. Но сила воли и упорство не позволили Фаине сдаться и она поступила в частную театральную школу. И все же, нехватка денег лишила девушку возможности доучиться в этой школе. 

Случай познакомил Фаину со знаменитой прима-балериной Большого театра Екатериной Гельцер. Артистка поселила Фаину у себя в квартире, в которой нередко собиралась творческая элита Москвы. Благодаря Гельцер Фаина обрела знакомства с такими людьми, как Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Осип Мендельштам, Василий Качалов.


Екатерина Гельцер

С подачи Екатерины Гельцер Фаину приняли в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого и состоялся ее дебют в спектакле “Тот, кто получает пощечины”. Хотя Фаина и играла в массовке, ярко выраженный талант и неординарность выделяли ее из числа остальных артистов. На нее обратил внимание известный актер Илларион Певцов, которого впоследствии Фаина называла своим первым учителем. Певцов отмечал талант юной актрисы и предсказывал ей большое будущее в театре.

Все это время Фаина продолжала получать финансовую поддержку от своей матери. Во время своего очередного посещения банка ее сравнили с героиней пьесы “Вишневый сад” Любовью Раневской. Именно эту фамилию спустя годы актриса и выбрала в качестве творческого псевдонима.

В начале 1917 г. семья Фаины эмигрировала в Прагу и девушка осталась без какой-либо помощи. Однако у нее уже была работа и более-менее сносное жалование. На тот момент она состояла в труппе московского театра Актера, где и получила свою первую полноценную роль Маргариты в спектакле “Роман”. В дальнейшем она выступала хоть и не в главных, но в серьезных и ярких ролях. Одной из ее любимых ролей стала Шарлотта в “Вишневом саду”.

В 1931 г. Фаина Раневская поступила в труппу московского Камерного театра, где вскоре дебютировала в роли Зинки в постановке “Патетическая соната”. Актриса сыграла настолько ярко и реалистично, что впоследствии вся Москва долго восхищалась талантом восходящей звезды. Через четыре года Раневская была принята в театр Красной Армии, в качестве ведущей актрисы.


Фаина в роли Зинки в Патетической сонате

В годы войны, будучи на тот момент актрисой Театра Драмы, бесстрашная Фаина Раневская выступала перед бойцами в постановке “Молодая гвардия”. За свои старания и отвагу актрису наградили медалью “За доблестный труд”. По окончании войны Фаина присоединилась к труппе театра им. Моссовета, в котором, однако, отношения с руководством складывались не лучшим образом. Актриса по-своему трактовала многие постановки, в чем нередко расходилась во мнении с режиссерами. Ярким примером стала ее инициатива переписать свою роль Маньки-спекулянтки в спектакле “Шторм”, сделав ее более заметной и эмоциональной. Если бы все осталось так, как задумал режиссер, роль вряд ли бы удалась. Однако, все обернулось тем, что Манька в исполнении Раневской стала куда более яркой, чем главные персонажи, и именно это совсем не понравилось остальным артистам. Многие зрители приходили на спектакль для того, чтобы увидеть Маньку Раневской, а после окончания эпизода с ее участием уходили, не дождавшись окончания всего спектакля. Недовольный такой ситуацией режиссер отобрал у Раневской эту роль, что сильно ухудшило их отношения. Но, несмотря на натянутые отношения, Раневская проработала в этом театре двадцать пять лет и сыграла свои самые успешные роли, достигла звездных высот. Спектакли с ее участием собирали полные залы и вызывали бурю оваций.

Помимо театральных постановок Фаина Раневская снималась в кино. Ее дебютной ролью стала госпожа Луазо в художественном фильме режиссера Михаила Ромма “Пышка”.


 Фаина Георгиевна в фильме “Пышка”

В 30-х гг. Раневская сыграла в трех фильмах. Самой запоминающейся ее работой стала роль в фильме “Подкидыш”, в котором Фаина Георгиевна произнесла свою коронную фразу “Муля, не нервируй меня”.


 Фаина Георгиевна в фильме “Подкидыш”

В последующие годы актриса сыграла в таких фильмах, как “Свадьба”, в которой ей досталась роль Мамаши, “Весна”, где ее партнерами по картине стали такие звездные актеры как Любовь Орлова и Николай Черкасов.


Фаина Георгиевна в фильме “Весна”

В 1947 г. Фаина Раневская сыграла одну из самых ярких ролей - Мачеха в “Золушке”, которую сценарист картины Евгений Шварц  писал специально под нее и позволил актрисе трактовать роль на свое усмотрение, а также вставлять в нее многочисленные яркие и колкие фразы. Именно эту роль актриса считала своей самой удачной работой в кинематографе.


Фаина Георгиевна в фильме “Золушка”

И все же Раневская не очень любила кино, она отдавала предпочтение игре в театре, а работу в кинематографе воспринимала не иначе, как “Деньги закончились, а позор остался”. Однако по-настоящему известность пришла к актрисе именно благодаря кино.


Фаина Георгиевна с Ростиславом Пляттом в своем последнем спектакле "Дальше - тишина" 

Последней работой Раневской в кино стала роль директора цирка в  фильме “Сегодня новый аттракцион”. Режиссер картины был согласен на любые условия, только бы эту роль исполнила именно Раневская.


Фаина Георгиевна в фильме "Сегодня новый аттракцион"

За свой вклад в развитие искусства Раневская была удостоена многочисленных наград. В 1937 г. она была признана Заслуженной артисткой РСФСР, а в 1961 г. - Народной артисткой СССР. Она была удостоена тремя Сталинскими премиями, а ее именем даже назвали открытый в 1986 г. астероид.

Одной из отличительных черт Фаины Георгиевны Раневской была ее способность умело высказываться. Ей принадлежит немало остроумных крылатых фраз, ставших весьма популярными. Помимо ранее упомянутой “Муля, не нервируй меня” самыми известными высказываниями актрисы стали ее “Красота - это страшная сила!” (к/ф “Весна”), “Ах, какой умный вид у этого болвана” (к/ф “Легкая жизнь”), “Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила” (к/ф “Человек в футляре”) и многие другие.

Несмотря на оглушительный успех в актерской карьере, была в жизни Фаины Раневской и печальная сторона. Легендарная актриса так и не вышла замуж. В конце жизненного пути ее единственным спутником была любимая собака по кличке Мальчик. Скончалась Фаина 19 июля (по некоторым данным 20 июля или 20 июня) 1984 г. в результате инфаркта и пневмонии. Незадолго до смерти она с горьким сарказмом написала: “Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения””. На надгробии актрисы была установлена фигурка ее любимой собаки - Мальчика.


Фаина Георгиевна с Мальчиком

Фаина Георгиевна Раневская, вне всяких сомнений, стала одной из самых запоминающихся фигур советского кинематографа и выдающейся драматической актрисой. В одном из интервью Фаина Георгиевна сказала, на сцене я не играю, а живу. 


Фаина Георгиевна

Ее талант, удивительная харизма, неординарное мышление и способность полностью перевоплощаться в своих героинь собирали большие залы и вызывали громкий всплеск оваций. Актриса крепко полюбилась публике, а фильмы с ее участием и крылатые фразы пользуются большим успехом и по сей день.

Анна Никольская

 

Опубликовано 24.10.2021