Назад

Культура | Узнал

Микаэл Таривердиев. Музыка души

Мне нравится музыка, которая обращена к душе, к Богу.

Микаэл Таривердиев - композитор, хорошо знакомый поколению советской эпохи. Именно его музыка звучит в таких шедеврах советского кинематографа, как “Семнадцать мгновений весны” и “Ирония судьбы, или с легким паром!”. Музыка, созданная Таривердиевым, способна смягчить даже самые суровые сердца, а минорное наклонение, звучащее в переливчатых мотивах - пробить слезу даже у самых скептически настроенных критиков.

Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 г. в городе Тифлис (прежнее название столицы Грузии Тбилиси), в семье директора Государственного банка. Микаэл был единственным ребенком, и потому родители уделяли мальчику все свое внимание. Когда будущему композитору исполнилось шесть лет мать отвела его в музыкальную школу при Тбилисской консерватории.


Микаэл Таривердиев в детстве

Уже к восьми годам юный Микаэл стал автором нескольких пьес для фортепиано, а в десять написал целую симфонию. Полное погружение в музыку лишало мальчика общения со сверстниками, за что они его не  жаловали. На уроки в школе времени тоже не хватало. Учась в старших классах, юный Микаэл написал гимн для школы. Несмотря на это, руководство школы перевело его в вечернюю школу в предпоследнем классе после того, как на комсомольском собрании Микаэл встал на защиту одноклассника, потерявшего слух в результате удара, нанесенного ему директором школы.

В возрасте шестнадцати лет Микаэл Таривердиев поступил в музыкальное училище, которое окончил уже через год. На талант юного композитора обратил внимание балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета и предложил ему написать музыку к двум одноактым балетам. Микаэл успешно справился с этой задачей.

Юность музыканта все же не прошла без трудностей. В 1949 г. арестовали отца Микаэла и вместе с матерью мальчик был вынужден скрываться, постоянно меняя место жительства. Чтобы выжить, юноша стал давать уроки музыки. Затем, по настоянию матери, Микаэл поступил в Ереванскую консерваторию, за время обучения в которой неплохо овладел армянским языком.


Микаэл Таривердиев в юности

В консерватории он проучился полтора года. С 1953 по 1957 гг. Таривердиев учился в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (класс А. Хачатуряна). Дебют молодого композитора состоялся на сцене Большого зала Московской консерватории. Его романсы исполнила народная артистка СССР, камерная певица Зара Долуханова. Во время обучения в институте им. Гнесиных Микаэл был помолвлен с племянницей своего учителя Арама Хачатуряна. Однако помолвка была расторгнута после того, как Микаэл узнал о неверности своей невесты. Эта неприятная ситуация не испортила отношения Хачатуряна к Микаэлу и на экзамене Таривердиев получил заслуженную пятерку. Кроме того, Микаэл Таривердиев стал любимым учеником Хачатуряна.


Микаэл Таривердиев с Арамом Хачатуряном

За время своего обучения в институте им. Гнесиных Микаэл окончательно утвердился в своих интересах - камерная вокальная музыка, оперная и музыка для кино. Микаэл был прилежным учеником, однако политическая ситуация в стране сказалась на его семье. После смерти Сталина отца Таривердиева освободили. И все же финансово помочь сыну в обучении родители не могли и Микаэл стал подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале. Работа пришлась молодому музыканту очень кстати - он познакомился со студентами ВГИКа. Юные актеры рассказали Микаэлу, что подыскивают композитора для написания музыки к их курсовой работе. Так Таривердиев впервые стал автором музыки для кинофильма “Человек за бортом”. В 1958 г. Таривердиев снова пишет музыку к фильму “Юность наших отцов”.

Спустя два года Микаэл Таривердиев открыл себя еще в одном амплуа, которое назвал “третье направление”. Он начал создавать музыку для сопровождения поэзии. Так появились монологи на стихи Хемингуэя, Вознесенского, Поженяна.

Вскоре Таривердиев стал работать с исполнителями, многие из которых в дальнейшем стали знаменитыми. Он, например, помог дебютировать будущей звезде российской эстрады Алле Пугачевой, которая получила известность, исполнив песни к кинофильму “Король-Олень”.

Следующим шагом, принесшим успех композитору, стало его участие в работе над фильмом “Семнадцать мгновений весны”. Интересно, что в начале Таривердиев хотел отказаться от участия в проекте так как думал, что речь идет об очередном “шпионском” сериале. Прочитав сценарий, композитор поменял свое мнение и согласился. 


Кадр из кинофильма "Семнадцать мгновений весны"

Его музыка, песни из кинофильма под его музыку в исполнении Иосифа Кобзона стали визитной карточкой фильма, обрели большую популярность и были удостоены двух премий на “Песне-72”.

Однако за успехом последовала волна неприязни и лживых слухов, отнявших у композитора немало здоровья. Распространилась фальшивая информация, что Таривердиев украл музыку у французского композитора Франсиса Лея, написавшего точно такую же мелодию к фильму “История любви”. На Гостелерадио начали поступать звонки, якобы из Франции, а в Союз композиторов пришла поддельная телеграмма, в которой Франсис Лей якобы “поздравляет” создателей фильма “Семнадцать мгновений весны” с успехом его музыки в их фильме. События начали развиваться и Таривердиева постоянно донимали вопросами, связанными с этим коварным обманом. К счастью, в тот момент когда композитор уже находился на грани нервного срыва друзья помогли ему выйти на прямой контакт с Франсисом Леем и тот опроверг все слухи.

Далее следует успех в кинофильме Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или с легким паром !”. Алла Пугачева исполнила песни в кинофильме, написанные на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и музыку Микаэла Таривердиева. За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. В 1986 г. он был удостоен звания Народного артиста.


Кадр из кинофильма “Ирония судьбы, или с легким паром !”

Среди произведений композитора не только музыка к кинофильмам, но и оперная музыка, камерные вокальные произведения, органные и инструментальные произведения, музыка к балетам. Одним из последних произведений композитора стала симфония для органа “Чернобыль”, которую он написал после поездки в зону отчуждения вскоре после аварии.

Работал Таривердиев в основном по ночам и быстро. Жена композитора Вера Таривердиева вспоминала: «В какой-то момент внутри у него происходил щелчок - он садился за рояль и начинал играть произведение от начала до конца».


Микаэл и Вера Таривердиевы

Скончался Микаэл Леонович Таривердиев летом 1996 г. Согласно заключению врачей, причиной смерти стал сердечный приступ. После смерти композитора его супруга Вера Таривердиева издала книгу “Мемуары музыки”. В ней она рассказала о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева.

Жизнь Микаэла Таривердиева можно сравнить с музыкой, поделить на мажорную и минорную тональности. Слава не дается легким путем, к ней надо пробираться через множество преград, некоторые из которых могут оказаться непосильными, а иные даже сломить. В определенную минуту наступает тот самый переломный момент в который приходится делать выбор - сдаться или же выпрямиться, найти силы и волю, чтобы идти к победе. Микаэл Таривердиев прошел через испытания и добился заслуженного успеха и признания.

Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам, 4 балетам, 4 операм, камерным вокальным циклам, симфонии, 3 концертам для органа, 2 концертам для скрипки с оркестром и концерту для альта и струнного оркестра, более 100 песен и романсов.

«Мне нравится музыка, которая обращена к душе, к Богу. Я хочу добра» - Микаел Таривердиев.

Анна Никольская

 

Опубликовано 06.09.2021