Марина Абрамович: В присутствии художника

Чем известна югославская художница и почему ее творчество может шокировать неподготовленного зрителя.

Ты сам – арт-объект

Вы когда-нибудь слышали о «бабушке перформанса»? Марина Абрамович – югославская художница, которая творит в относительно новом и актуальном жанре перформанса (форма современного искусства, включающая в себя действия самого художника: его тело, контакт с зрителями, или группы лиц) с 1974 года.

Документальный фильм о Марине Абрамович посвящен её жизни в искусстве и подготовке художницей в 2010 году крупнейшей выставки перформансов, произведённых ею за всю жизнь в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Там каждый посетитель мог стать участником действа. Речь здесь идет не о банальной сценке в зале просторного музея среди картин, а об огромной внутренней силе художника, способного пройти пешком 2500 километров по Великой Китайской Стене, чтобы найти метафизический смысл жизненного пути и поставить точку в отношениях с бывшим возлюбленным.

В скандальных перформансах художницы зрители видят не просто груды перемытых костей (перформанс «Балканское барокко»), изрезанный звездой живот («Губы Томаса»), двух людей беспрестанно целующихся и дышащих одним воздушным потоком («Смерть себя»), два стула в центре музейного пространства – нет. Здесь лицо художника – он вышел из стен своей мастерской и прямо смотрит тысячам людей в глаза, позволяя сделать с собой что угодно. Это искусство на границе безумия и бесконечных противоречий, но это живо, искренне, по-настоящему.

Творчество Марины Абрамович можно любить или ненавидеть, то, что она делает, можно называть искусством или сумасшествием, но очень сложно не увидеть в её работах налёта чего-то важного для неё, для нас, для каждого в отдельности. Пусть фильм о ней и не даёт однозначной оценки её творчеству, и поверхностному взгляду может даже показаться, что основной художественный шов проходит во время встречи художницы с бывшим возлюбленным и партнером по перформансам Улаем, но то живое, что есть в самой Марине невозможно не уловить. Внутри её творческой вселенной найдется место и трагедии, и драме, и конфликту, и радости, и художественный пафосу и много чему ещё.

Несмотря на то, что фильм напичкан документальными шаблонами (разговоры на камеру, рассказы о художнике многочисленных лиц, фотоархивы, съемки арт-пространства, квартиры художника и др.), на него нельзя не обратить внимания потому, что он о художнике, обладающем такой сумасшедшей живительной энергией, что способен даже через экранный барьер сбить тебя с ног.