«У нас один дубль!»

Художник-постановщик Леонид Пожидаев делится секретами создания мультфильмов.

Все мы любим мультфильмы, что тут скрывать. Анимационное кино уже давно стало предметом интереса не только детей, но и взрослых. Однако много ли мы знаем о том, как мультфильмы создаются? Мы поговорили с режиссером и художником-постановщиком Леонидом Пожидаевым. Леонид работал в «Союзмультфильме», «Аргусе», «Кристмас Филмз» и был художником-постановщиком нескольких десятков мультфильмов, таких как «Сегодня в нашем городе», «Приключения Котобоя», «Про мальчика и зайчиков». Он рассказал нам о плюсах и минусах своей профессии, о цене ошибки во время съемок, а также о современной российской анимации.

-Леонид, с чего начался ваш творческий путь? Вы в школе захотели рисовать или талант проснулся в институте?

-Когда я еще был пионером, я ходил в музыкальную школу, но рисовал всегда. Один раз я оказался в одном месте с Федором Савельевичем Хитруком – режиссером «Винни Пуха», «Каникул Бонифация». Ему я показал свои картинки, и он направил меня на детские курсы мультипликаторов при «Союзмультфильме».

-Вам сколько тогда было лет?

-11 лет. Музыкальную школу я с успехом бросил и стал туда ходить. 3 года я ходил на занятия и тогда понял, что хочу поступать во ВГИК и быть мультипликатором.

-Кто был вашим любимым мастером во ВГИКе?

-Я поступил в мастерскую Вадима Владимировича Курчевского. Этот человек научил меня всему, таких я больше не встречал.

-После учебы сразу начали работать?

Даже не успев закончить учебу, я начал работать в «Союзмультфильме». К моменту окончания учебы у меня уже был первый готовый фильм. С этого момента я не переставая работал в анимации.

-Как назывался ваш первый мультфильм?

-«Сегодня в нашем городе» по Эдуарду Успенскому. Он был создан еще по старой технологии.

-Леонид, вы – художник-постановщик. Я правильно понимаю: режиссер мультфильма делает раскадровку, художник рисует, а что делает художник-постановщик?

-Режиссер не всегда рисует, он делает режиссерский сценарий, по которому художник-постановщик делает раскадровку. Также художник-постановщик придумывает персонажей, эскизы, стиль фильма, мир фильма. Просто художник – это еще не профессия, у них есть градация: художники по фонам, персонажам, а сейчас вообще это дело расширилось, потому что проекты стали большими, и одному художнику не справиться. Но классический вариант такой: художник-постановщик делает эскизы, персонажей, раскадровку. Львиная часть работы на нем.

-Чем отличается работа режиссера мультфильма от режиссера фильма?

-Режиссер анимации отличается от режиссера игрового кино достаточно существенно. Законы драматургии и развития сюжета у всех одни и те же. Просто в игровом кино другая структура. У нас же все очень ограничено.

-По времени?

-Да нет, даже не по времени, а по возможностям. Скажу на примере. Режиссер снимает игровое кино. Ведутся съемки: ставится камера, свет, актер отыграл сцену, стоп! Режиссер первый дубль снял, а теперь предлагает снять по-другому, добавить импровизации, еще вариантов. Можно снять хоть 100 дублей, вырезать и вставить тот, который понравился, а у нас эту сцену….

-…только заново создавать?

-А заново создавать это очень долго и требует бешенного количества денег. У нас нужно сразу снимать, у нас один дубль. Поэтому режиссер, выстраивая анимационный фильм, должен делать это четко, конкретно, без фокусов. В игровом кино оператор видит картинку, а художник в мультфильме сам ее нарисовать должен, он сам весь мир создает. Нельзя поменять угол съемки, как в кино, ты сам этот угол нарисуй.

-Что происходит в том случае, если ошибка есть, и надо переделывать сцену?

-Большие сложности с озвучкой. У нас сначала записываются реплики актеров, когда самого мультфильма еще нет. Потом эти реплики раскладываются на кадры и звуки, листы передаются аниматору, аниматор должен разинуть рот в нужном кадре, чтобы он открылся так, как человек говорит. Мы под звук работаем. У нас переснять очень сложно. Надо все заново.

-С какими трудностями вы столкнулись во время становления в профессии?

-Самое сложное было оказаться в производстве. Потому что, мы привыкли работать в творчестве, делать эскизы, когда все приятно придумать. На производстве приходится думать о том, чтобы персонаж был технологически удобным, тут не обходится без решения технических вопросов и подгонки рисованного героя.

-Что вам больше всего нравится в профессии?

-То, что каждый раз можно создавать что-то новое, это не какая-то рутинная работа, которая тянется всю жизнь и до пенсии. Каждый раз ты ставишь себе задачу, ее решаешь и решаешь по-особому. Это всегда интересно. У нас тоже бывают периоды, когда устаешь от проекта, думаешь о том, когда же он наконец-то закончится. Потом, когда он начинает завершаться, ты уже просыпаешься и понимаешь, вот сейчас, наконец, получится то, что ты задумал.

-Какие из своих мультфильмов вы считаете лучшими?

-Свои первые маленькие фильмы, которые я делал в «Союзмультфильме» и на студии «Кристмас Филмз». Они все очень разные, небольшие, камерные. Приятно, когда делал их сам от и до.

-Как они называются?

-«Сегодня в нашем городе», «Мальчик и лягушонок», «История с погребом». Они немножко такие наивные, в стиле советских мультфильмов. Полнометражные свои мультфильмы я тоже люблю, но в некоторых из них персонажи создавались не мной, там были свои нюансы.

-Есть примеры неудачных мультфильмов, которые вам почему-то не нравятся?

-Ну вот «Морской дьявол», это полный метр. Я начинал его, и мне не дали его закончить. Его заканчивали где-то в Воронеже. Я там маленький кусочек посмотрел, больше не стал. Некоторые сцены были утеряны, какие-то изменения внесли, и все развалилось. Обидно за те фильмы, над которыми ты работал, и они не были закончены. Потому что, даже если ты мультфильм сделал до конца, а он вышел кривоватый, то ты его все равно любишь. Но вот когда ты трудился-трудился, а фильма нет, это очень обидно.

-Как вы оцениваете уровень развития российской анимации на сегодняшний день?

- На самом деле, очень хороший уровень сейчас. Конечно, есть фильмы и слабые, но мы уже навострились делать хорошие детские сериалы и недетские, раньше этого тоже ничего не было. Технологично делаем сильные фильмы.

-Можете назвать самые удачные примеры?

-И «Ми-ми-мишки», и «Джинглики», и «Фиксики», «Смешарики». Раньше у нас исключительно импортные были серии, а сейчас наши. Уже поток идет этих сериалов. Это о чем говорит? О том, что кино делается, а если их показывают, значит, дети это смотрят.

-Как относитесь к американской анимации: к Disney, Pixar, Dreamworks?

-Отношусь с глубочайшим уважением. Pixar и Dreamworks – это глубоко профессиональные студии, люди. Как рождался Pixar, их первые фильмы, 3D, замечательные фильмы у них и сейчас. У меня спокойное восхищение.

-Есть любимые мультфильмы среди тех, что вы посмотрели в последнее время?

-Пожалуй, «Рататуй» и «Трио из Бельвилля».

-Возвращаясь к нашей анимации, с ней дальше все будет только лучше или хуже?

-Если мы найдем возможность оторваться от повторения старого, мы, я думаю, вырастем в хорошую анимацию. У нас и сейчас уже есть удачные примеры, авторских у нас много хороших фильмов, таких, фестивальных. Того, что будет с полным метром пока не знаю, они, конечно, уже профессиональные, но еще недостаточно самобытные.

-Какие советы вы могли бы дать начинающим художникам анимации?

-Видеть что-то яркое, интересное и воспитывать в себе хороший вкус.

Сейчас Леонид Пожидаев руководит мастерской режиссеров и художников анимации компьютерной графики во ВГИКе. Свои знания и многолетний опыт он передает будущим создателям мультфильмов. Надеемся, они помогут сделать нашу анимацию еще ярче, оригинальнее, интереснее.

Автор статьи – Анна Подорожнова

Опубликовано 11.03.2020