Назад

Фотография как образ мышления

Фотография как образ мышления

«Фотография — это медитация в мгновении»

Сегодня фотография стала одним из главных посредников в восприятии действительности, создающих видимость участия.

Участие в нашей жизни камеры теперь формирует наше восприятие действительности. Камера вездесуща и настойчиво внушает нам, что время состоит из интересных событий, заслуживающих фотографирования.

Все фотографии можно сопроводить латинским девизом «memento mori» (помни о смерти). Сделать снимок – значит прикоснуться к мимолётности человека или предмета, к его уязвимости, подверженности изменениям во времени. Выхватив мгновение и заморозив его, каждая фотография свидетельствует о неумолимой изменчивости времени, бороться с который человек не властен.

 

Мой инструмент – камера. Посредством её я придаю смысл всему окружающему.

Андре Кертес

 

Камера стала дублировать мир в тот момент, когда человеческий ландшафт начал меняться с головокружительной быстротой: за краткий промежуток времени разрушается бессчётное количество форм биологической и социальной жизни, и камера становится тем устройством, которое способно запечатлеть хрупкий облик исчезающего. Как сохранённые в семейном альбоме родственники и друзья, чьё присутствие на фотографиях прогоняет тревогу и сожаление, вызванные их утратой, так и фотографии кварталов, ныне снесённых, и сельских мест, уже неузнаваемых и бесплодных, слабой нитью привязывают нас к прошлому.

Фотография – это псевдо-присутствие и в то же время символ отсутствия. Подобно камину в комнате, фотографии людей, вдохновляющих пейзажей, далёких городов, исчезнувшего прошлого располагают к мечтаниям. Фотография формирует связи и даёт толчок нашим чувствам. Изображение возлюбленного, спрятанное в бумажнике замужней женщины, постер с рок-звездой, приколотый над кроватью подростка, значок с лицом кандидата, прикреплённый к пиджаку избирателя, снимки детей таксиста на козырьке над ветровым стеклом – эти талисманы имеют сентиментальное и неявно магическое значение: это ничто иное как попытка установить связь с иной реальностью, предъявить на неё права.

Аудиториум подобрал книги, помогающие разобраться в магии фотографии.

Сьюзен Сонтаг «О фотографии» – сборник эссе, опубликованный в 1977 году в США. Здесь Сонтаг, определяя значение и функции фотографии как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности, приходит к выводу о том, что современные люди стали «туристами и вуайристами». Автор эссе развеивает представления о фотографии как о средстве документальной фиксации момента, образа, ситуации и находит сходства фотографии с живописью и литературой. Книга будет интересна не только для фотографов, но и для всех тех, кто увлекается визуальным искусством.

Розалинда Краусс «Фотографическое: опыт теории расхождений» –сборник эссе, в которых автор уже в предисловии утверждает, что предметом исследований является не фотография, а фотографическое сознание, фотографический дискурс, пространство. Автора интересует, существует ли объект мысли, обозначаемый выражением «история фотографии», соотношение фотографии и истории искусства, фотографии и формы. Изучение Краусс характеризуется рассмотрением фотографии в семиотической системе (фотография как знак, индекс).

Ролан Барт «Camera lucida» – представляет собой комментарий к одной фотографии, значимой для самого автора, из которой он выводит сущность всего фотографического искусства. Здесь Барт отходит от свойственного ему семиотического подхода и приходит к выводу о том, что фотография представляет собой знак, не имеющий фундаментального, целостного значения, но имеющий обнажённую соотнесённость с действительностью. В книге сочетается лиричность исследования (связанная с личной симпатией Барта к снимку) с строгим, формальным языком, в котором вводятся такие понятия как «автор», «созерцатель» и «предмет фотоизображения».

Вальтер Беньямин «Краткая история фотографии» – книга включает в себя три эссе: «Краткая история фотографии», «Париж – столица девятнадцатого столетия», «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Все они, в первую очередь, о фотографии как о важном звене в развитии и постоянном изменении визуального искусства, но в то же время Беньямин говорит о взаимовлиянии фотографии и живописи, фотографии и архитектуры, выходя на уровень архитектоники каждой сферы искусства. Здесь возникают интересные понятия об ауре «здесь и сейчас», «вкусе к однотипному в мире». Книга читается довольно непросто, несмотря на небольшом объем; предполагает базовые знания в искусствоведении, теории искусства.

Фотография – не просто нить во времени, но целая философия, которую вы можете постичь.

Опубликовано 29.01.2020