Современное искусство

Не так просто понять современное искусство, однако если постараться, посыл художника перестанет быть загадкой...

Современное искусство является сложным для восприятия и понимания. Оно вызывает неоднозначную оценку, порой даже провоцирует на негативное отношение. Довольно часто можно услышать фразы зрителей: «Я также могу» или «Мой ребёнок нарисует лучше». Замыленное видение современного человека порой не позволяет взглянуть на работы художников под другим углом. Но если обратиться к прошлому, то классическое искусство когда-то было современным и нередко становилось предметом общественного скандала. Например, взгляните на работы Иеронима Босха (предшественника будущего сюрреализма), – только представьте, насколько неуместны были его работы в эпоху Возрождения, во время культа идеальных пропорций человеческого тела, или работы Диего Веласкеса с придворными шутами (их изображение в то время считалось неприемлемым и низменным).

Именно поэтому, когда вы смотрите на произведения художника, в особенности современного, мы предлагаем вам учитывать следующие особенности:

Это – не про красоту, а про форму и содержание.

Часто современное искусство упрекают как раз в отсутствии эстетики. Наверное, часть из вас на это скажет, что искусство должно быть красивым и приятным глазу, доставлять духовное наслаждение. Но в современном искусстве главенствует идейный замысел, сосредоточенный на круге волнующих художника проблем и свободе самовыражения. Поэтому, когда вы смотрите на работу художника, задайте себе следующие вопросы: «Какова проблематика данной работы?», «Почему автор использует именно эти средства?» (средства в широком смысле: начиная от холста и красок, заканчивая окружающими предметами быта), «Как данные средства влияют на мое восприятие?» и «Что автор хотел этим сказать?». Зачастую художник целенаправленно провоцирует вас на определенную реакцию, стараясь зациклить ваше внимание на конкретной проблеме или его собственной позиции по отношению к ней.

Политический и социокультурный контекст.

Примите во внимание происходящие в обществе, где творил художник, процессы: государственные реформы и преобразования, радикальные перемены и революционные перевороты. Зачастую те или иные изменения сказываются на художественном видении окружающей действительности. Работы китайского современного художника Ай Вэйвэя, который родился и вырос в коммунистическом Китае, отлично иллюстрируют данное высказывание. Например, инсталляция «Семена подсолнечника», одна из самых известных работ художника, представляет собой огромное поле из более чем 100 миллионов фарфоровых семян, выполненных вручную в китайских мастерских. По задумке художника, семена символизируют китайский народ, а солнце – правителя страны, отсылая к плакатам времён Мао Цзэдуна, где подсолнухи тянутся к солнцу, как важному источнику питания. Работа Ай Вэйвэя представляет собой аллюзию на массовое производство в Китае, которое является экономически выгодным по причине эксплуатации чрезвычайно дешёвой рабочей силы.

Зритель – творец и манифест художника.

Современные художники – любители провокаций и прямого диалога со зрителем. Зритель для них не пассивный наблюдатель, который во время созерцания погружается в глубину картины, а активный участник художественного действа, способный выражать собственную позицию о существующей проблеме. Вспомним произведение Джона Кейджа – американского композитора, представителя экспериментальной музыкальной пьесы «4'33» (4 минуты 33 секунды). Он садится за пианино, открывает крышку, достаёт секундомер и засекает минуты. Оркестр все это время молчит, а звуки, издаваемые зрителями, ожидающими представления, становятся музыкальной композицией. Ещё один способ коммуникации художника со зрителем может осуществляться через текст. Художник создает манифест, рукотворное сочинение, в котором содержится его видение на состояние искусства. Ознакомившись с манифестом, вы сможете не только приблизиться к личности художника, но и понять смысл его работ. Например, известны манифесты русских футуристов «Пощёчина общественному вкусу», дадаистов Тристана Тцара, Флуксуса Джорджа Мациюнасса, а также многих других художников.

Исторические перемены и новое художественное видение действительности.

Современным искусством, по одной из периодизаций, принято считать искусство начиная с конца XIX века. Это не случайность, так как именно с этого времени в обществе стали происходить глобальные перемены: строительство новых коммуникаций, появление современных средств передвижения, возникновение средств массовой информации и средств связи. Всё вышеперечисленное трансформировало и художественное видение. Появление фотографии стало одной из причин отказа художников от фигуративного изображения действительности и обращения к абстрактной живописи. А новые изобретения стали подпиткой для многих художников. К примеру футуристы, обожатели скорости и технического прогресса, пытались передать в картине динамику перемещения объекта в пространстве. Например, Джакомо Балла в картине «Девушка, бегущая на балкон» многократно копирует образ, тем самым передавая видимый эффект движения.

Кураторский замысел.

Если вы поймёте кураторский замысел, то это значительно облегчит ваше восприятие произведения искусства и сделает его более понятным. Хороший куратор искусства никогда не препятствует главному замыслу художника, а наоборот подчёркивает его. Чтобы обнаружить кураторское решение, прежде всего, посмотрите на планировку и сценографию пространства. Может быть, перед вами будет хронологически выстроенный маршрут, в котором разделы пронумерованы, или ретроспектива художника, где работы выставлены в соответствии с временем создания. Может быть, это окажется выставка, объединяющая работы одной общей темой, а осмотр возможен в произвольном порядке, или иной привлекательный способ экспонирования. Посмотрите на цвет: выбранный куратором оттенок влияет на визуальное восприятие. А также обращайте внимание на мелочи, поскольку именно они могут стать ключами к разгадке. Например, на выставке «Ткань процветания» в Музее современного искусства «Гараж» экспликации (подписи к произведению) были оформлены в форме этикеток от одежды.

Попробуйте сходить на выставку и применить на практике хотя бы один из вышеперечисленных советов. Уверены, они вам обязательно помогут, и современное искусство больше не будет казаться чем-то далёким и недосягаемым.

Автор статьи – Элина Степанова

Опубликовано 18.12.2019