Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Культура Образ императора в современной Японии 10.09.2018

Поделиться статьей:

В наши дни тема королевских и императорских домов так или иначе постоянно затрагивается политиками, СМИ, а также простыми гражданами. Несложно заметить, что образы королей и императоров, формировавшиеся веками, начали пересматриваться самым радикальным образом. В контексте всех происходящих изменений интересно рассмотреть более отличного от остальных в культурном плане японского императора.

Кто он, император Японии?

Император Японии (с 1989 года этот титул принадлежит Акихито) в настоящее время является скорее символом государства и имеет меньше полномочий, чем премьер-министр Японии. Тем не менее, в период с VI по X век, а также в реставрацию Мэйдзи и до конца Второй Мировой войны императоры самостоятельно управляли государством. Начиная с X и до середины XIX века, властью в стране управляли регенты императоров или сёгуны.

Тогда

Возникновение императоров в Японии связывают с некой легендой, в которой императорский род представляет собой наследников синтоистской богини солнца Аматэрасу. Богиня передала своему сыну, в некоторых других интерпретациях внуку, Ниниги, бронзовое зеркало, ожерелье и меч (зеркало, меч и яшмовые подвески), а тот, в свою очередь, начал править Японией и передавать эти регалии своим потомкам. Эта легенда служила исключительно для того, чтобы утвердить власть существующей династии. Таким образом, изначально император воспринимался как божественное создание. Кроме того, уже к VIII веку японские императоры именовали себя «тэнно», названием, пришедшим из китайской традиции и переводящимся как «небесный господин». В представлении японцев император являлся тем, через кого происходило общение японского народа с богами, что роднит его с католическим Папой Римским. Император совмещал в себе как высший религиозный авторитет, так и правителя.

В период Хэйан (794 – 1185 гг.) титул императора приобрёл ещё одно значение – символ аристократического понимания прекрасного, что стало началом для традиционной японской эстетики.

С возникновением системы сёгуната император потерял свою власть. Более того, императорами себя могли называть экс-императоры с головой ушедшие в буддизм. В XIV веке, в период «Намбокутё» (1336 – 1392), в Японии вовсе существовало два двора, и император воспринимался единственно в качестве религиозного символа. Политическое влияние императора пало и единственной возможностью сохранить свой статус в государстве была религия синто. Так, императорский двор стал привлекать внимание общественности лишь проведением пышных обрядов, на которые иногда даже не хватало финансов.

В XIV - XVI веках, в период сёгуната Асикага (Муромати), императорский двор и сам титул императора обесценился, отсутствовали деньги для проведения религиозных обрядов, а порядок престолонаследия сбился. Так, и власть, и престиж императора упали, не устояв перед политической раздробленностью в государстве. В период бунтов («гэкокудзё» или «низы одолевают верхи») «система родовитости», пришла в упадок, потому что близость к императору перестала давать какую-либо пользу приближённым. Поэтому во всех сословиях началось движение и теперь аристократами становились те, кто раньше был в самых низах.

Во второй половине XVI века начались попытки объединения Японии, и как раз для этого был необходим символ единства, например, император. Естественно, речь шла не о восстановлении его реальной власти, а о восстановлении только религиозных функций. В результате в начале XVII века к власти пришёл сёгун Иэясу Токугава, и началось долгое правление его династии. Роль императора как религиозного символа росла, в то время как его возможность влиять на политическую жизнь всё уменьшалась. Во второй половине XVIII века в условиях изоляции Японии появились сторонники восстановления власти императора, что повлекло за собой серию казней и ссылок. Так, например, учёный Дайни Ямагата был казнён за мысль о том, что всего нескольких верных подданных императора хватит для восстановления его власти.

Наконец, в период с 1868 года и до конца Второй Мировой войны роль императора как правящей инстанции начинает расти. Поскольку к власти приходит император Муцухито (Мэйдзи), страна оставляет позади политику изоляции и начинает заметно возвышаться на международной арене. В 1889 году Мэйдзи вводит Конституцию, согласно которой является «верховным главой государства», а также верховным главнокомандующим армией и флотом. Другим важным изменением стало то, что образ правителя становится доступным для обычного человека. Если до реставрации японцы могли засомневаться в том, что император вообще существует, то после неё у населения не возникало и тени сомнения, поскольку Мэйдзи появлялся на военных парадах, площадях, в театре, на выставках, а также не избегал путешествий по Японии в отличие от своих предшественников.

Внедрение культа императора в массы продолжалось вплоть до конца Второй Мировой войны. Естественно, после поражения в войне эти идеи пришлось пересмотреть. Поэтому титул императора стал вновь обозначать лишь символ нации. Несмотря на итоги войны, пропаганда императорской власти привела к тому, что большинство населения было за продолжение императорской системы. Даже с императором только в виде символа государства и нации.

Сейчас

На формирование восприятия императора в настоящее время повлияло немало факторов, первые из которых появились ещё после Второй Мировой войны. Например, в 50-х годах XX века в учебную программу японцев были включены материалы об императоре как о символе единства, однако мифы о божественном происхождении императорской династии были полностью исключены. Кроме того, император Хирохито (1901 – 1989) продолжил посещать торжественные мероприятия и даже отправлялся за пределы страны, а также первым из японских императоров выступил по радио после войны. До этого обычные люди не могли слышать его голос. Выступление императора по радио стало одним из шагов к избавлению от образа «император - наследник богов». Что же насчёт современных представлениях об императоре, проигравшем великую войну? По всей видимости, японцы относятся к нему вполне спокойно. Однако существует и немало людей, которые искренне его ненавидят, что заметно по многочисленным заявлениям японцев в сети. Тем не менее, заявления о ненависти к императору практически всегда анонимны.

В период правления Хирохито проводилось немало опросов об отношении населения к императору. Из них заметно, что абсолютное большинство японцев в 60-е - 70-е годы относилось к императору с дружелюбием (40 и 50% соответственно), однако в 80-е годы дружелюбие уступило главенствующую роль безразличию (46%). Антипатию к правителю испытывали от 1 до 4 % населения в период с 1960 по 1989 год.  Однако традиционно считается, что личность императора не должна подвергаться никакой критике. Так, японцы не привыкли к тому, что императора можно осудить или даже казнить.

После смерти Хирохито в 1989 году император Акихито (1933) дал общественности понять, что собирается продолжать политику по сближению императора с народом. Даже его первая речь в качестве императора была на простом языке, также Акихито получал высшее образование вместе со сверстниками простого происхождения. Кроме того, император вступил в брак с женщиной неблагородных кровей. В результате императорская семья стала пользоваться большим почтением у всех слоёв населения в Японии.Что касается радикальных течений, с уверенностью можно говорить лишь о небольшом количестве слишком ярых сторонников монархии, желающих восстановления императорской власти. Для большинства населения современной Японии император является исключительно символом нации и редкий считает его преемником богов. По информации, найденной на различных порталах-опросниках, таких как Quora, практически никто из опрошенных жителей Японии лично не встречал людей, верящих в божественное происхождение императора.

Для японцев император и его родные воспринимаются не только как символы, неразрывно связанные с богатым наследием японского народа, но и как знаменитости, о которых пускает сплетни «жёлтая пресса» и чьи дела активно освещаются в СМИ.

Отношение к императору в современной Японии вполне можно сравнить с отношением к монарху в Англии.Так, из сходств важно отметить то, что в обеих странах официально отмечаются дни рождения правителей: 21 апреля - день рождения королевы Елизаветы II, 23 декабря – день рождения императора Акихито. Кроме того, оба дома в настоящее время являются не реальной силой, но символами единства и самобытности. Тем не менее, у императора Японии гораздо меньше полномочий, чем у Елизаветы II. Несмотря на то, что по Конституции Акихито является только символом нации и государства, император вполне может отвергнуть решения, принятые правительством, поскольку нигде в Конституции не написано обратного. К тому же, император Японии встречается с главами других стран, влияя на ход внешней политики.

Вера Фейгина

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики