Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Публицистика Любовь в рыцарском романе 15.08.2018

Поделиться статьей:

Сейчас снято множество фильмов по мотивам средневековых романов. Каждый из нас знает, кто такой король Артур, рыцари круглого стола, волшебник Мерлин, сэр Тристан и прекрасная Изольда. Тем не менее, в современных произведениях средневековая жизнь рассматривается с точки зрения современного человека. Такой взгляд кардинально отличается от изначального посыла. Сейчас мы расскажем вам о явлении в средневековых рыцарских романах, которое историки назвали куртуазной любовью.

Что такое куртуазная любовь? 

Куртуазная любовь возникает между рыцарем и прекрасной дамой, являющейся, как правило, женой сюзерена. Она представляет собой некий стимул, раскрывающий потенциал рыцаря. Стремясь защитить даму от опасностей и неприятностей, герой вступает в поединки, выступает на турнирах, где уже непосредственно он проявляет себя как славный боец.

В средневековом романе Томаса Мэлори «Смерть Артура» есть следующий  сюжет. Скоро должен состояться турнир, где Изольда – главный приз: победитель станет ее мужем. Итоги турнира заранее известны, так как рыцари часто устраивают небольшие поединки, и возможности каждого всем понятны. Изольда догадывается, что, скорее всего, ей придется стать женой сэру Паломиду. Ее не устраивает такой расклад, поэтому она просит Тристана выступить на турнире и победить.

В этом сюжете кроется нечто большее, чем спасение дамы от неприятного ей замужества. С момента их «договора», а именно с согласия Тристана на участие в турнире, начинается игра, которая называется «куртуазной любовью». Согласно средневековой традиции, дар не может остаться без платы. Поэтому выдвижение Тристаном своей кандидатуры подразумевает, что с этого момента Изольда становится его должницей. Как она будет расплачиваться с долгом?

Единственное и самое ценное, что Изольда может предложить Тристану – свое внимание, будь то ласковый взгляд или нежный поцелуй. Финал этой игры – кульминация отношений – предательство вассалом сеньора. Интересно, что при таком раскладе рыцарь никогда не оказывается «очерненным». Наоборот, автор пытается максимально оправдать его (например, в том же сюжете про Тристана и Изольду перед «предательством» герои выпивают любовный напиток). Иными словами, культ служения прекрасной даме практически приравнивается к вассальному долгу.

Конфликт между вассальным долгом и любовью

У рыцарей был строгий кодекс чести, несоблюдение которого могло привести как минимум к позору. В частности, рыцарь должен верно служить своему сеньору. Однако прекрасная Дама – почти всегда замужняя женщина, причем супруг ее – тот самый сюзерен рыцаря. Соответственно, взаимоотношения подобного характера представляют собой нарушение рыцарского кодекса. Так почему культ прекрасной Дамы не считался чем-то зазорным?  Причина неожиданная, и кроется в порядке наследования. Дело в том, что для предотвращения дробления феода[1], его владелец по наследству передавал старшему сыну. Отсутствие капитала не давало им возможности жениться на женщине из высших кругов, поэтому они чувствовали себя обездоленными. Можно сказать, на куртуазную любовь просто закрывали глаза: лучше уж так, чем дробление уделов. Однако это не значит, что сеньор смотрел на такого рода предательство снисходительно: если влюбленные попадались, то последствия могли быть печальны. Стремление жениться наиболее удачно не оставляло места для любви.

Суть куртуазной литературы заключается именно в конфликте между вассальным долгом и любовью к прекрасной даме. Оба этих явления представляли собой важный стимул к действиям рыцаря. Поединки, геройские поступки не могут возникать на пустом месте: так или иначе, они должны быть чем-то обусловлены. Поэтому суть «игры» кроется не в финале: здесь важен сам процесс.

Рождение идеи

Литература и реальная жизнь – разные сферы. Разумеется, они не всегда зеркально отражают друг друга. Однако явления в литературе рождаются из условий реальности. Откуда взялась идея куртуазной любви?  

Детей вассала (мальчиков) еще в совсем юном возрасте  забирали у матерей и отдавали на воспитание в дом сеньора. Таким образом, его жена заменяла этим детям мать. Мальчики, в свою очередь, всеми силами старались добиться внимания сюзерена. В том числе, налаживая отношения с его женой, являющейся посредником между ними и сеньором. Дети всячески старались проявить свою доблесть и храбрость перед их воспитательницей. Историки предполагают, что именно из такого рода взаимоотношений выросла концепция куртуазной любви, столь прочно укрепившаяся в средневековом рыцарском романе.

Конечно, наибольшее внимание средневековые авторы уделяют описанию битв, поединков, героических поступков. Конфликт между любовью к прекрасной даме оказывается где-то «на задворках» романа. Тем не менее, в нем раскрывается доблесть героев, а именно она представляет собой самое важное качество рыцаря. 

 

 

 

 

[1] Земля, данная в пользование вассалу

Анна Воронкова

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики