Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Публицистика Куртуазная цветная революция 02.08.2018

Поделиться статьей:

Средневековье представляется многим мрачным черно-белым временем. Однако дело не в самих цветах, а в их восприятии. Оно подвергалась метаморфозам и со временем стало привычным для нас.

Цвет – важная составляющая восприятия. Мы ощущаем его важность, например, описывая собеседнику какой-то предмет. «Посмотри за окно: там трава зеленая-зеленая!» - если мы услышим подобную фразу то, опираясь на знание о цвете травы, сразу представляем ясную солнечную погоду, небольшую лужайку, сделаем вывод о времени года. Удобно, не правда ли? В языках, существующих в настоящее время, множество слов, характеризующих огромное количество оттенков. Для современного человека это всего лишь визуальная составляющая восприятия, но люди Средневековья относились к  цвету совершенно иначе.

Средневековье «расцвело» не сразу. Сначала существовало всего три цвета: красный, черный и белый. Причем алым называли всё, что было окрашено: так могли охарактеризовать даже синее платье. Красный – указание на факт самого наличия цвета вне зависимости от настоящего оттенка предмета. С белым дело обстояло совершенно наоборот: так описывали всё, что цвета не имеет. Кроме того, это еще и символ как моральной, так и физической чистоты. Черный  противоположен белому – это цвет греха и Ада.

В целом, в эпоху Средневековья отношение к цвету было двойственным: с одной стороны, цвет понимали как часть света. Что такое свет для европейца, жившего в V-XV веках? В то время Европой «правила» церковь, а люди были крайне религиозны. Они верили, что свет – часть божественного начала. С другой стороны, существовало представление о цвете как о субстанции, мешающей познать истинную суть вещей, некой «вуалью», покрывающей реальный мир.

На протяжении многих веков церковь игнорировала все цвета, кроме трех основных. Однако примерно с XII века Средневековье «расцветает»: в частности, писатели постепенно начали «раскрашивать» свои произведения. Наиболее редко употребляемый в литературе цвет – синий. Создается впечатление, будто до XII века этого цвета и не существовало вовсе. Позже синий цвет начинает постепенно внедряться в культуру и искусство. В произведениях куртуазной литературы он начинает фигурировать в описании одежд, ран и даже животных. Примечательно, что с этого момента  Деву Марию начинают изображать преимущественно в синем одеянии. Этот цвет становится символом духовной чистоты и святости.

Сложно понять, как воспринимал цвет человек эпохи Средневековья, не опираясь на конкретный пример. Тонкая грань между символизмом и реальностью порождала литературные произведения, которые могут быть совершенно непонятны современному человеку с его реалистичным восприятием. Куртуазный роман Кретьена де Труа «Эрек и Энеида» замечательно отображает представление жителя Средневековой Европы о цвете. В книге есть эпизод рыцарской охоты на белого оленя. Это действие будет воспринято нами не более, чем описание этакого средневекового развлечения. Тем не менее, сцена несет в себе глубокий символический смысл. Как правило, в средневековой литературе распространены сцены охоты на кабанов или медведей. Однако в данном случае предмет охоты – белый олень. В чем разница? Дело в том, что охота на кабанов или медведей предполагает борьбу между преследователем и животным. С белым оленем дело обстоит иначе. Кроме того, он – символ, причем как языческий, так и христианский. Несмотря на глубоко укоренившиеся религиозные догмы, такие символы, в частности, в куртуазной литературе еще сохраняются. Причем сосуществуют наряду с христианскими. Так, в христианской мифологии олень – образ чистой любви, а в языческой под ним подразумеваются такие категории, как красота и плодородие. 

Чтобы понять общую картину, нужно рассудить о цвете. Белый. Мы уже говорили, что этот цвет символизирует чистоту, которая неразрывно связана со средневековым пониманием любви. Приз за поимку белого оленя – поцелуй Прекрасной Дамы, одного из самых важных персонажей куртуазной литературы. Выходит, погоня за ним означает не что иное, как «охоту» за любовью, а также почтение к Даме и попытка заслужить ее расположение.

Всё имеет свою историю, в том числе и человеческое восприятие. История цвета увлекательна, а главное, именно благодаря ней мы можем увидеть мир таким, каким видел его человек эпохи Средневековья.

 

 

Анна Воронкова

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики