Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Культура Зачем нужны сказки? 20.07.2018

Поделиться статьей:

Однажды люди поняли, что необходим особый инструмент, позволяющий передать новому поколению накопленный опыт. Нужно было найти то средство, с помощью которого можно опосредованно, ненавязчиво дать ребенку психологические установки, важные для его дальнейшего здорового развития. Они должны быть облачены в максимально простую форму и вызывать такой интерес, чтобы их хотелось пересказывать и слушать. Так люди придумали сказки, которые представляют собой не просто развлечение для детей, но и выполняют определенные задачи. Они должны социализировать ребенка, прививать ему культурные и морально-этические ценности, обучать простым жизненным ситуациям. Так какие же специфические особенности сказок помогают родителям решить эти задачи?

Каждый жизненный период человека особенный, однако детство сильно выделяется среди остальных. Можно очень долго говорить о его специфике, но остановимся на мышлении ребенка. В силу своего развития он не способен самостоятельно делать сложные логические выводы и мыслит непосредственно образами. Такое мышление психологи называют наглядно-образным. Естественно, чем ярче, необычнее и красочнее образ, тем лучше он воспринимается и запоминается ребенком. Чего только стоит лягушка, превращающаяся в прекрасную принцессу, или загадочная Снежная Королева, обращающая сердца в лед? Сказка – это и есть такой образ. Вернее, это жизненная ситуация, облаченная в красивую обертку. Этим сказка сильно похожа на игру, только обстоятельства не обыгрываются вживую, а воспроизводится в воображении. Более того, здесь есть мораль, с помощью которой ребенок получает определенные психологические установки, однако она скрыта. Это важно, потому что ребенок не любит прямых наставлений и плохо их усваивает. Много ли вы знаете детей, любящих басни, где мораль выведена «напоказ»? Однако в случае со сказкой, ребенок идентифицирует себя с ее героем, впоследствии усваивая необходимую информацию без «унылых объяснений».

Мир сказки эфемерен, там нет указания на время и место действия. Как правило, они начинаются со слов «давным-давно», «в некотором царстве, в некотором государстве». Эта черта характерна для сказок почти всех народов мира. Так, в английском языке в сказках используют выражение «once upon a time». Если переводить его дословно, то оно звучит как «однажды во времени», что эквивалентно русскому «давным-давно». Это облегчает погружение ребенка в мир сказки, его сопереживание герою.

В начале преддошкольного периода детства (от 1 до 3 лет) ребенок учится ходить. Этот мир нов и притягателен для него, а его границы с каждым днем становятся все шире. У ребенка есть интерес ко всему, что его окружает, в связи с чем он начинает изучать пространство вокруг. Также в этот период ребенок впервые осознает себя отдельным от родителей. Такая «исследовательская деятельность» сопряжена со множеством опасностей, поэтому нужно объяснить ребенку, что пространство вне дома – чужое, оно для него пока опасно. Тут на помощь родителям приходят сказки. В частности, одна из первых детских сказок «Колобок». В чем ее особенность? Колобок уходит из дома, встречается с животными: некоторые из них безопасны для него, а от некоторых лучше держаться подальше. Каждое из них – не просто персонаж, это черта, качество, которое может быть присуще личности. Так заяц олицетворяет простоту и трусость, волк – мощь, силу, медведь – чистосердечие и прямолинейность. В конце концов, хитрость-лиса съедает Колобка.

Вот пример ненавязчивого объяснения ребенку как себя вести нельзя: выходить из дома может быть опасно. Пространство вне дома, а также незнакомцы, представляют собой угрозу, поэтому лучше держаться поближе к родителям и не общаться с посторонними людьми. Более того, сказка показывает, с чем можно встретиться там, вне родного дома.

Тем не менее, сейчас среди современных родителей бытует мнение о негативном влиянии народных сказок на детей. Мол, в том же «Колобке» есть жестокость, которая может негативно сказаться на психике ребенка. Хитрая Лиса съедает колобка, это же уму непостижимо! Конечно, читать ребенку сказки или выбрать иной способ объяснения культурных ценностей – это целиком и полностью выбор родителей. Однако то, что дитя в раннем возрасте узнает об опасностях мира, в котором он живет, это не так плохо. Усваивая это через сказки, где жестокость изображена очень мягко и завуалировано, он готов к негативным моментам, которые так или иначе будут присутствовать в его жизни. Держать психику «в стерильных условиях», оберегать ее даже от толики жестокости и негативизма может быть не самым лучшим решением. Ведь когда ребенок попадет в принципиально новую для него ситуацию, он не будет к ней готов. В этом случае удар по психике будет гораздо серьезнее, чем если он вообразит себя ужином хитрой Лисы в раннем возрасте.

Сказка учит ребенка этическим и культурным ценностям. По сути, она – первый моральный ориентир в жизни ребенка. В простой детской сказке нет определенных нравственных «оттенков», здесь идет жесткое разделение на «плохое» и «хорошее», причем «хорошее» всегда побеждает. Именно из детства мы усвоили то, что добро всегда побеждает зло. Четкие портреты героев отсутствуют, они представляют собой скорее собирательные образы и обладают лишь несколькими качествами, доведенными до совершенства. Герой может быть абсолютно добрым, невероятно храбрым и обладать чистым сердцем. На своем пути он встречает преграды, с которыми успешно справляется, побеждая другого персонажа, у которого также абсолютны уже негативные качества.

Такая четкая градация имеет большое значение, так как именно сказка формирует представление о добре и зле. Эти понятия субъективны, и в культуре каждого народа они разнятся. Сказка построена таким образом, что ребенок стремится идентифицировать себя с положительным героем, а сочувствие отрицательному может быть свидетельством психологической проблемы. Так у него возникает установка, что для достижения своих целей нужно обладать определенными положительными качествами, а главное всегда быть на стороне добра.

Бесспорно, сказки с плохим концом, где зло побеждает добро, существовали всегда. Все мы читали произведения Г.Х. Андерсена и братьев Гримм. Однако с развитием мультипликации и кинематографа их количество увеличилось. «Пестрота» сказки дополняется яркими визуальными образами, и сказка проникает в самое сердце ребенка. Режиссеры стремятся донести правду до людей, что, несомненно, является благородной целью. Только надо ли это детям? Закладывание архетипов[1], где добро проигрывает, может быть не очень полезным для ребенка, потому что это способно перевернуть его систему ценностей. Причем оно скажется не на отдельном человеке, а на целом поколении, ведь речь идет о масс-медиа. Несмотря на жизненный опыт, «кричащий» нам о том, что зло тоже зачастую побеждает, архетип, заложенный в детстве, существенно влияет на нашу жизнь. Возможно, именно от него исходит общее убеждение, что добро всегда возвращается. Бессознательное стремление к добру приводит к жизни,  процветанию общества, а зло – к его краху. Сам путь героя не имеет такого значения, как концовка сказки: немного «пугающих» моментов в сюжете не так страшно, как победа зла над добром. Именно поэтому нужно внимательно выбирать произведения, которые вы читаете или показываете ребенку.

Тема добра и зла важная, однако не единственная присущая сказкам. Вернемся к более раннему детству. С каждым месяцем, годом, для ребенка открываются все новые и новые горизонты. Разумеется, не все сказки такие «страшные» и предостерегают его от опасностей в этом новом для него мире. Некоторые из них учат чадо законам, нормам, по которым функционирует социум. Одна из таких сказок – «Репка». Вытащить этот корнеплод из земли – задача, с которой не под силу справиться одному. А когда нужна помощь, на встречу идет семья. Тот факт, что в итоге благодаря усилиям мышки удалось вытащить репку, говорит нам о значимости даже самой малой толики усилий. Тут речь идет не только о решении определенной задачи: семье важно сплотиться и действовать как единый механизм. Каждый ее член, даже самый слабый и маленький, имеет большое значение, и способен оказывать значительное влияние на ее состояние. Тем самым ребенок начинает осознавать свою значимость, понимать, что он – важная деталь в этой системе, и его помощь семье может быть неоценима.

«Воспитание» сказкой не всегда носит случайный характер. Осознание ее значения в жизни ребенка привело к зарождению нового психотерапевтического и психокоррекционного направления – сказкотерапии. На самом деле, каждый родитель, читая и рассказывая сказки ребенку, неосознанно применяет этот метод. Однако люди это делают, как правило, без определенной цели. Психотерапевты понимают, какой большой потенциал имеет этот литературный жанр, поэтому часто используют его в диагностике и коррекции особенностей психики не только детей, но и взрослых. Они могут выбрать способ в зависимости от личностных особенностей и потребностей человека. Это может быть работа с уже известной сказкой, написание ребенком собственного произведения, а также разыгрывание миниатюры по его мотивам. Второй метод – наиболее популярен, потому что придумать сказку может любой человек. С его помощью можно выявлять и корректировать фобии, характер, поведение и внутреннее состояние.

Мир сказки наполнен добром и красотой, его герои постоянно выручают друг друга и помогают нуждающимся. Он становится нравственным идеалом для ребенка, который в него погружается. Когда в этот мир вторгается зло, гармония нарушается. Ребенок начинает больше сочувствовать герою, хочет вместе с ним  восстановить ее, «изгнать» всё, что вносит дисбаланс в волшебный мир. Позже, уже во взрослом возрасте, человек бессознательно стремится к гармонии, которая так вдохновляла его в детстве. Зло отвергается всем существом человека как нечто неестественное, противопоставленное природному порядку вещей. Всё это делает сказку универсальным средством формирования правильной картины мира и положительных качеств.

 

 

 

[1] Архетип – элемент коллективного бессознательного, образ или идея.

Анна Воронкова

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики