Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Культура Критика феминизма:  причем тут Ницше? 07.05.2018

Поделиться статьей:

Движение феминизма за более чем столетний период своего существования претерпело множество изменений. Современный феминизм не является единым движением, в его рамках сосуществует: либеральный, марксистский, черный, постколониальный, радикальный и пр. виды феминизма, при том взгляды представителей вышеупомянутых движений на одни и те же вопросы могут серьезно различаться.

Поговорить обо всех едва ли представляется возможным, да и нужным, поскольку в массе своей критики движения эти подвиды не различают. На сегодняшний день максимально представленной в информационном пространстве является повестка третьей волны. Как мы уже разобрались, поднимаемые ими проблемы выражены в теориях интерсекциональности, идентичности и привилегий (подробнее о них см. статью Феминизм сегодня). И современная критика феминизма, прежде всего, завязана на них. Давайте разбираться.

Чтобы понять суть основной массы претензий, предъявляемых современному феминизму, обратимся, как это ни парадоксально, к немецкой философии XIX в., а именно к сочинению Ф. Ницше “К генеалогии морали”.

 

Мораль противоположна качеству

Немецкий философ описывает свое виденье того, как рождалась мораль и христианство. Ницше рассуждает, что в прежние дохристианские времена не было представлений о добре и зле как о некотором мериле ценностей. Все оценивалось с позиции наличия или отсутствия качественных характеристик. Например, если человек умело изготавливает ювелирные изделия, в нем этого качества много, если нет — мало. Красив или уродлив, силен или слаб, здоров или болен — эти состояния не могут иметь моральных трактовок, оценить их можно с позиции наличия или отсутствия качества в той или иной мере. Мораль, по мнению Ницше, как альтернативную систему ценностей придумали слабые, то есть те, в ком хороших качеств было в недостатке. Христианство с его культом кротости, воспеванием смирения делало слабость добродетелью, а силу, как совокупность качеств, злодеянием. В конечном итоге ценности перевернулись с ног на голову и теперь сильные оказались в ситуации, когда их состояние стало чем-то постыдным.

Противники феминизма, как правило, критикуют движение именно с позиции нежелания воспринимать новую систему ценностей, полагая, что женщины в действительности не добиваются равноправия с мужчинами, а хотят поставить их в угнетенное положение, заставляя стыдиться самих себя, например, способность мужчины быть сильным – сильнее женщины, делает его потенциальным насильником. При том, что утверждения подобного рода дискриминируют мужчин.

 

 

Как данный вопрос освещается в массовой культуре

 

Так, например, одна из проблем, которую под сатирическим углом обыгрывает известный американский мультсериал “Южный парк”, связана с высмеиванием дискурса толерантности в целом и феминизма в частности. Для примера рассмотрим 3-ий “праздничный выпуск” 21-ого сезона. По сюжету серии отец одного из протагонистов — Рэнди Марш, узнав о возможности сдать ДНК-тест и найти в своем генетическом коде признаки других рас, пытается подделать анализы, выставив себя потомком коренных американцев, рассчитывая таким образом присоединиться к группе “угнетенных народов”. Ближе к развязке по результатам теста становится ясно, что предки героя исключительно северные европейцы, на языке феминизма он оказывается полностью цисгендерным белым мужчиной. Абсурдности ситуации придает тот факт, что своей цели герой в итоге добивается — Рэнди Марш по своему генетическому составу на 2.8% оказывается неандертальцем. В результате он начинает клеймить окружающих убийцами, утверждая, что современный человеческий вид истребил его предков, причисляет себя к категории “жертв”. Таким образом, герой пытается перевернуть ситуацию с “ног на голову”, когда жертва становится угнетателем, а угнетатель жертвой.

 

 

Пару слов о критике

 

Становится ясно, что прежде всего критика феминизма осуществляется не столько из желания сохранить текущий порядок вещей, сколько из нежелания принимать ту картину мира, которую предлагают феминистки (вернее собственные представления о ней).

В начале XX в., как ответ на обозначенную женщинами гендерную повестку, возникает движение маскулизма. Так или иначе, оно существует и сегодня, его представители нередко называют себя антифеминистами. Маскулисты во главу угла ставят защиту прав мужчин, утверждая, что в современном обществе они находятся в гораздо более угнетаемом положении, нежели женщины. Ими поднимается самый широкий спектр проблем: от невозможности мужчины повлиять на желание женщины сделать аборт или сохранить ребенка до наличия обязательного военного призыва среди мужчин.

 

Вместо заключения

 

Но нет дыма без огня: движение феминизма едва ли смогло бы возникнуть, не будь проблем неравенства и дискриминации. Однако как критики, так и сторонники движения с трудом вступают в диалог, а когда вступают, проблема взаимного непонимания только усугубляется. Каждая сторона говорит на своем языке, а оппонентами они видят не столько друг друга, сколько образ, сконструированный из стереотипов.

Андрей Попытаев

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики Городская среда