Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Культура Феминизм сегодня 04.05.2018

Поделиться статьей:

Что такое феминизм сегодня? Размышляя о нем, мы, как правило, вспоминаем женщин прошлого века, которые боролись за право голосовать и учиться наравне с мужчинами. С тех пор прошло много лет, и, казалось бы, гендерное равноправие наступило. Однако движение существует и сейчас. Встает вопрос: зачем? Чего хотят современные феминистки? Давайте разбираться.

Истоки движения

 

Движение феминизма преодолело долгий путь своего становления: от борьбы за право участвовать в политической жизни, учиться в школах и университетах, обладать собственностью до противостояния бытовой дискриминации в семье, на работе и т.д. Известная нам борьба за политические права связана с первой волной феминизма — с суфражизмом (suffrage — голос, избирательное право). Движение возникло в Англии в 1865 г., когда был создан Комитет женских избирательных прав. Организация прекратила свое существования в 1928 г., когда английский парламент принял закон, гарантировавший женщинам избирательные права на тех же основаниях, что и мужчинам. Деятельность второй волны феминизма принято относить к 1960 — 1980 гг., однако она существует и сегодня. Движение сосредоточилось вокруг борьбы с юридическим и культурным неравенством женщин. Представительницы третьей волны критикуют своих предшественниц в первую очередь за концентрацию на проблемах белых женщин среднего класса и игнорирование всех остальных.

 

Возникновение третьей волны

 

Современный феминизм – это, в первую очередь, феминизм третьей волны. Он берет свое начало в 1992 г., когда в американском журнале Ms. Magazine публикуется эссе Ребеки Уолкер “Becoming the Third Wave, которое впоследствии стало своего рода манифестом движения. В нем провозглашается:

 

“Превратим наше возмущение в политическую силу. Пока мужчины не отстаивают наши права, не голосуйте за них. Не занимайтесь с ними сексом, не ешьте за одним столом, не воспитывайте их, если они не уважают наши права распоряжаться собственными телами и жизнями. Я не постфеминистка. Я — третья волна”.

 

Третья волна. Что это?

 

Представительницы третьей волны во главу угла ставят право каждого человека определять свою судьбу, стиль жизни и предпочтения самостоятельно, не оглядываясь на сложившиеся социальные порядки. Если женщине не хочется иметь семью, это не должно осуждаться, поскольку это ее право. Дискриминация, следующая за личным выбором, по их мнению, вызвана сложившейся системой неравноправных патриархальных отношений, где женщине приписаны социальные роли, выход за пределы которых нарушает норму. Норма же установлена мужчинами по праву сильнейшего, что несправедливо. При этом феминистки третьей волны смотрят за пределы гендерной дискриминации, точнее ставят проблему шире: пол и гендер, по их мнению, - это разные вещи. В то время как половая принадлежность является биологической данностью, гендер – социальный конструкт, следовательно, каждый человек вправе определять свой гендер так, как ему хочется. В основе этого положения лежит идея, названная политикой идентичности (Identity politics). Она подразумевает необходимость защищать социальные группы с неизменяемыми или трудноизменяемыми признаками, такими как раса, пол, цвет кожи и т.д., из-за которых возможна дискриминация со стороны привилегированных групп. На языке феминизма наиболее привилегированная группа в патриархальном обществе — это цисгендерные (т.е. биологический пол совпадает с гендером) белые мужчины, поскольку они не могут быть дискриминированы, если живут в соответствии с установленными в социуме правилами, что проясняет теория привилегий (Privilege theory). Это положение также относится к идеям третьей волны феминизма. Суть ее заключается в том, что социальная группа, даже не будучи официально дискриминированной, страдает из-за отсутствия привилегий, которыми обладают другие группы. Так афроамериканцы в США, согласно статистике, предоставленной американской некоммерческой организацией ProPublica, становятся жертвами полиции в 21 раз чаще, чем их белые сверстники. Для того чтобы посчитать уровень привилегированности, составляются списки похожих ситуаций, где представители той или иной группы могут подвергнуться предвзятому отношению, либо наоборот извлечь выгоду. По мнению феминисток третьей волны, уровень привилегированности социальных групп различен: быть белой женщиной выгоднее, чем представительницей другой расы. Например, чернокожая девушка может быть дискриминирована по половому и расовому признаку сразу. Это объясняет третье и самое основное теоретическое положение движения феминисток третьей волны, названное теорией интерсекциональности (Intersectionality). Ее суть заключается в том, что формы угнетения в патриархальном обществе не существуют сами по себе, они накладываются друг на друга.

 

Феминистки считают, что все люди, живущие в патриархальном обществе, страдают от этого. Даже максимально привилегированная группа людей — белые мужчины — оказываются зажатыми в тех рамках, которые навязало им патриархальное общество. Например, мужчина не может быть чрезмерно эмоциональным, поскольку это признак женственности, не может мало зарабатывать или вообще не работать и заниматься домашним хозяйством, воспитанием детей, так как это ставит под вопрос его мужественность и т.д.

 

Вместо заключения

 

И вместо заключения, приведем слова одной из представительниц движения третьей волны в России, блогера под псевдонимом nixelpixel:

 

“Конечной целью феминизма является мир, в котором не существует доминирования одних социальных групп над другими, в котором людей ценят за умения, поступки и слова, и где все свободны жить так, как им хочется, потому что никаких форм угнетения не существует.”

Андрей Попытаев

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики Городская среда