Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Публицистика Стендап: от водевилей до современности 11.12.2018

Поделиться статьей:

Чарльз Диккенс считал американцев не очень смешными. «Они, конечно, не юмористические люди, — писал прозаик в 1868 году, — и их темперамент всегда впечатлял меня как человека унылого и мрачного характера». Несмотря на это, были и ранние американские юмористы. Август Болдуин Лонгстрит, Артемус Уорд и Марк Твен помогли создать американский «штамп» комедии. Однако их юмор ознаменовался длинными рассказами и частыми отсылками к жизни в маленьких городах. Все изменилось в конце XIX - начале XX веков. Именно тогда Америка произвела на свет «стоячую» комедию, новую форму искусства, которая в конечном итоге изменила подход к юмору во всем мире.

Как все началось?

Стендап — весьма странное развлечение. Здесь нет повествовательной структуры, сюжета, предыстории, редакторов или продюсеров. Такая комедия сводилась к следующим основам: комик и аудитория, где вы либо смеетесь, либо нет.

Британский комик Джимми Карр и писатель Люси Гривз прокомментировали данную форму в своей книге «Просто шучу: что смешного в том, чтобы смешить людей?»:

«Стендап-комедия — своеобразный вид исполнительского искусства. В комнате, заполненной людьми, комик является единственным, кто делает что-то не так. Более того, он единственный, кто не смеется. Для нормальных людей это кошмар, а не стремление к карьере»

Историки прослеживают происхождение комедии-стендапа до очень специфических времен: бурлескных шоу, которые процветали в театрах водевилей в Нью-Йорке в начале века. Несмотря на широкую популярность пикантных танцев, бурлеск также представлял энергичные и быстро развивающиеся комедийные программы. Комики разработали свой материал, чтобы удовлетворить новую аудиторию: разношерстную команду коренных американцев и рабочих-иммигрантов. Такие зрители были близко знакомы с физической и хаотичной природой современной городской жизни, и их не интересовали «домашние» истории из прошлого.

«Бурлеск обеспечил как бегство от современных городских обстоятельств, так и конфронтацию с ними», — пишет историк Джозеф Боскин в своей книге «Призма юмора в Америке 20-го века».

По словам Боскина, стандартные шутки в водевилях представляли собой «бросок пирога в лицо», то есть упреки, женскую «погоню» за мужчинами, проблемы с деньгами, жен-золотоискателей, вечно бубнящую свекровь, ветреную и недостижимую женщину, неповиновение власти.

«Тогда, как и сейчас, высмеивать власть имущих было особенно популярно».

Городская обстановка не только определила тематику, изменила и структурировала шутки, но и формат подачи. «Темп комедии, как и движение городских улиц, был стремительным и сотрясающим и обладал весьма узнаваемыми параметрами», — пишет Боскин. До этого момента письменные и устные шутки были в основном остроумными рифмами или забавными анекдотами.

Развивающаяся киноиндустрия со временем затмила театры водевилей, но комедийный стиль, сложившийся на этих площадках, сохранился. В последующие десятилетия дикий, скоропалительный формат был принят и усовершенствован Сидом Сезаром, Хенни Янгманом и другими королями комедии. Затем, в 1950-х и 1960-х годах, юмор приобрел более конфронтационный характер благодаря материалам Ленни Брюса, Дика Грегори и Морта Сахла.

Некоторые ученые считают, что Соединенным Штатам было суждено изобрести глобальную комедию в той или иной форме. Для этих мыслителей идея Америки по своей сути смешна: существует такое смехотворное несоответствие между высокими идеалами американской демократии и суровыми реалиями самоуправления, что оно должно было породить много шуток.

Однако есть другой вопрос о развитии стендапа: кто был первым человеком, который это сделал? Некоторые ученые указывают на Чарли Кейса, афроамериканского исполнителя водевилей. По словам Эдди Тафоя, Кейс в 1880-1890-х годах вышел на сцену в одном из нью-йоркских театрах водевилей и сделал то, чего никто никогда не делал: он исполнил комические монологи без реквизита и костюма.

Об этом случае сегодня известно мало. Он встречается лишь в абсурдных балладах, которые написал Кейс. В том числе «был когда-то бедный молодой человек, который покинул свою страну», которая позже была исполнена W. C. Fields в фильме 1993 года «Роковой бокал пива», снятом по мотивам песни. Мало информации и о его личной жизни. Однако существует устоявшийся образ его как современного невротичного комика. В статье 1906 года в газете говорилось: «Он имеет спокойный и уединенный характер, когда не на сцене», а другие наблюдатели отмечали, что он будет выступать, только если у него будет носовой платок или string (струна, нить либо веревка), которую можно будет вертеть пальцами.

Затем следуют весьма странные обстоятельства его смерти. В 1916 году Чарли умер в отеле Palace на 45-й улице в Нью-Йорке «во время чистки револьвера», как сообщалось позже. Другими словами, Чарли Кейс, возможно, не просто был прародителем стендапа. Он также создал образ подавленного и замученного комика.

Виктория Селиварова

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики