Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Публицистика Золотая эра советской мультипликации 05.10.2018

Поделиться статьей:

С чем у вас ассоциируются 60-е? Оттепель, расцвет рок-музыки, а, может, первый полёт человека в космос? Едва ли при упоминании этого периода кто-то представляет себе мультфильмы, в особенности, советские. Тем не менее, мультипликации того времени есть что предложить как искушённому зрителю, так и не очень.

В течение всего периода, предшествующего 60-м годам XX века, в русской анимации господствовал реализм. Однако настало время для экспериментов. Теперь мультфильмы утратили стилистическую связь с реальностью, открыв дорогу, к примеру, карикатурам и схематическому изображению. Тем не менее, реальность всё равно проглядывается за незамысловатыми формами, иногда в телевизионном экране персонажа. Это было свойственно, например, Фёдору Хитруку, которого читатель может знать по таким работам как «Винни-Пух» или «Каникулы Бонифация».

Ещё одной стилистической особенностью, возникшей в 60-е, была техника живописи по стеклу. Именно её использовал режиссёр-мультипликатор Борис Степанцев в мультфильме «Песнь о соколе». Суть этой техники заключается в нанесении медленно сохнущей краски, обычно масляной, но иногда использовалась и гуашь, на стекло. Скорее всего, этот стиль привлекал авторов своим сходством с полотнами импрессионистов.

Наконец, появилось и другое стилистическое веяние – объёмная мультипликация. В её создании использовались каркасные куклы, которые в отличие от стандартной кукольной анимации, твёрдые и малоподвижные. Поэтому объёмная анимация подразумевает не непрерывную съёмку, а фиксацию каждого отдельного кадра. В чём же плюс? В возможности рассмотреть такую куклу с разных сторон, а не только с той, которая не поддерживается рукой кукловода. Таким стилем пользовался режиссёр Роман Кочанов, подаривший миру крокодила Гену. В это же время начались попытки применения компьютерной графики к мультфильмам. Так, в конце десятилетия студенты МГУ совместно с преподавателями создают первую в своём роде компьютерную мультипликацию под названием «Кошечка». Картина длится всего полторы минуты, на ней изображено довольно реалистичное перемещение силуэта кошки. О дальнейшем развитии подобных проектов в СССР известно мало.

https://vk.com/magazinauditoriumlife?w=wall-170650223_150

К 1960-м относится появление первых мультсериалов в советской культуре. Так, в 1967 году началась съёмка «Маугли», а в 1969 году вышли первые серии всеми любимых «Ну, погоди!» и «Винни-Пуха». Тогда же на свет появился альманах «Весёлая карусель». Жизнерадостная песенка, звучавшая в его заставке, запомнилась не только советским детям, но и тем, кто родился в современной России. Кроме того, в первом выпуске альманаха появился небезызвестный «Антошка» за авторством Эдуарда Успенского. Всего две с половиной минуты мультфильма, повествующие о ленивом Антошке, нежелающем копать картошку, оставили о себе незабываемое впечатление у великого множества детей.

С оттепелью в сферу мультипликации пришло немало свежих лиц. Талантливые сценаристы, режиссёры, композиторы, актёры озвучки и другие пытались влиться в новый для себя мир.

Нововведением является и появление в мультфильмах некой глубины. Теперь это не просто развлечение для детей, а любопытные истории для взрослых. Порой в них затрагиваются темы, понимание которых ещё недоступно детям. К ним можно причислить отношения между мужчиной и женщиной, толерантность, альтруизм и прочие вопросы, над которыми стоит усиленно подумать. Цензорам приходилось весьма тяжело, ведь уловить подтекст, вложенный в мультфильмы, получалось далеко не всегда.

«Маугли», «Чебурашка», «Винни-Пух» - всё это создавалось студией «Союзмультфильм». Однако можно говорить о её монополии в мультипликации или же существовали альтернативы? Другие киностудии существовали, по большей части они были региональными, например, «Волгоградтелефильм».

В заключение хотелось бы рассмотреть ещё один не менее важный вопрос. С чем связаны изменения, происходившие в сфере мультфильмов в данный период? Кажется, дело в оттепели, но это не единственная причина. Во многом растущая популярность анимации связана с изменением городской среды и большей распространённостью телевизоров в домах обычных советских граждан. Мультфильмы становятся общедоступными, теперь они не только на больших экранах, но и практически в каждом доме.

 

 

 

Вера Фейгина

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики