Разделы: Наука Культура Публицистика Подкасты YOUTUBE

Культура Скоморошество как отдельный вид искусства 20.09.2018

Поделиться статьей:

На протяжении всей истории были люди, которые смешили других. Греческая мифология полна рассказов о Момах — шутах, развлекающих богов на Олимпе. Со временем такой вид деятельности появляется и во Франции. Там в исторических источниках упоминается отдельная статья расходов королей - «на шутов». Они развлекали почетных гостей во время пиров и являлись неизменным атрибутом всех праздников. Самый знаменитый из «французских шутников» — Трибуле — придворный шут Людовика XII и Франциска I.

Впервые клоуны появились в конных цирках. В Средние века весельчаки выходили к зрителям, когда их одолевала скука. Набор в их ряды проходил весьма просто: брали крестьян, которые не умели скакать на лошадях. Слово «клоун» — английское и означает «мужик, деревенщина». Есть также теория, что термин был заимствован из латинского языка (colonus — крестьянин). Обычно это были бедные люди или пьяницы. История красного носа, который традиционно украшает лицо клоуна и сейчас, положила свое начало именно тогда.

В современном эстрадном искусстве клоуны, как правило, работают в паре. Знаменитые и традиционные «Рыжий» и «Белый» как раз таки хороший тому пример. Стихия «Белого» — размышления, а «Рыжего» — веселье. Первый одет в элегантный костюм, расшитый блестками, а рыжий — полная ему противоположность. Его одеяние мешковатое, на ногах всегда большие ботинки и самое главное — рыжий парик с поднятыми вверх волосами. Образ Белого клоуна подчеркивает его видимое превосходство над Рыжим. Он всегда недоумевает над нелепыми высказываниями и шутками своего партнера по сцене. В качестве контраста рыжей шевелюре изящный клоун белит свое лицо. Время идет, а на сценах цирков появляются новые дуэты, сочетающие в себе самых необычных персонажей.

Роль нашего отечества в развитии клоунского искусства

«Советская клоунада оказала значительное влияние на мировую. Благодаря нам значительно повысилась культура европейской клоунады» — в одном из своих интервью упоминает Анатолий Марчевский — директор Екатеринбургского цирка, автор и идейный вдохновитель Всемирного фестиваля клоунов. Все дело в устоявшемся европейском образе клоуна, над которым смеялся зритель. Анатолий отмечает, что главное различие состоит в самом подходе к выступлению. В Европе смеялись над клоуном, а у нас — вместе с ним. Зрители считали его не «дураком», а настоящим актером. Такая философия позже укоренилась и среди европейских скоморохов. Взамен на это советская клоунская культура переняла к себе искусство игры со зрителем. В наши дни невозможно встретить клоуна, который не приглашал бы к себе на манеж кого-то из публики.

Легенды русского скоморошества

Михаил Румянцев — знаменитый советский клоун, родившийся в Петербурге в 1901 году. Карандаш (творческий псевдоним артиста) учился в школе циркового искусства на акробата-эксцентрика. В 1928 году он появился в знаменитом образе Чарли Чаплина, а уже с 1936 года начал работать в Московском цирке. В своих выступлениях он освещал актуальные события при помощи сатиры. Работа в цирке заняла 55 лет его жизни. Последнее появление на сцене было за две недели до его кончины.

Казимир Плучс — представитель «Белых клоунов». Родился в 1894 году в окрестностях города Двинска и работал под псевдонимом Роланд. В 1910 году Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы». Свой след он оставил и в фильме «За витринами универмага», сыграв там привычного «Белого клоуна». Такой название имеет и написанная им книга, которая вышла в свет в 1963 году и стала настоящим пособием для артистов «белого» жанра.

Леонид Енгибаров — грустный шут, клоун-мим и поэт. Родился в 1935 году в Москве и окончил Государственное училище циркового искусства. Его выступления заставляли зрителя задуматься. Многие не воспринимали его творчество, как по приходе в цирк ожидали получить веселье. Однако он не менял жанра. С помощью своей мимики, выдерживания пауз и тишины он «разговаривал» со зрителями на высокие темы: уважение, любовь и ненависть.

Олег Попов — «солнечный клоун», родившийся в 1930 году в деревне Вырубово. Окончил Государственное училище циркового искусства. Его дебют на сцене был в роли эквилибриста. Олег Константинович является лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло. Благодаря неустанным поискам всего забавного и трогательного за ним навсегда закрепился такой солнечный образ.

Юрий Никулин — российский артист цирка, цирковой режиссер, актер и телеведущий. Родился в 1921 году в Демидове. Учился в студии разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Опыт его выступлений состоит и из совместной работы с популярным клоуном Карандашом. С 1981 года являлся директором цирка, которому отдал 50 лет своей жизни.

На сегодняшний день клоунское искусство плавно теряет свои позиции. «Клоунада сейчас на спаде. Все великие клоуны родились в 50-х годах и к 80-м сказали свое главное слово» — комментирует сложившуюся ситуацию Вячеслав Полунин — советский и российский актер, режиссер, клоун и мим. Он добавляет, что подобное происходит не только в России, но и во всем мире. Данная тенденция объясняется тем, что лидерство берут художники и их произведения. Более того источником получения всех эмоций, как положительных, так и отрицательных, стал интернет. Людям уже не нужно идти в цирк, чтобы увидеть клоунов, достаточно открыть Ютуб.

Виктория Селиварова

Поделиться статьей:

Статьи из рубрики